Несколько дней назад, утром 4 февраля 2019 года, мы шли со Светланой Прокопьевой по Чистопрудному бульвару. В этот день в Москве проходила презентация книги, в которой были наши статьи. И я сказал, что давно не читал её новых текстов. «Сейчас я готовлю новую статью – об островском депутате Маркове, - ответила она. - Его обвиняют по той же статье, что и меня».
Дело Аркадия Маркова – давнее (это если не считать предыдущих возбуждений административных и уголовных дел – их было около десятка). Первый заход по нынешнему делу относится к марту 2017 года. Депутат из города Остров имел неосторожность познакомиться с российским криминальным сериалом «Игра. Реванш» (режиссёры: Иван Щёголев, Олег Галин), который летом 2016 года транслировался по каналу НТВ. Особенно впечатлило Аркадия Маркова окончание 16-го эпизода сериала, когда один из героев – некто Павел Белов (Виталий Емашов) заставляет другого, некоего Артура Медника (Павел Басов), повторить вслух советскую присягу. «Если я нарушу советскую присягу, - произносит тот под дулом пистолета, - пусть меня настигнет суровая кара советского закона». Отрывок из сериала (эпизод с присягой и последующим выстрелом) Марков показал своему знакомому. ФСБ момент просмотра ролика зафиксировало. Это был хороший повод возбудить уголовное дело по статье «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Но не сразу.
В 2017 году до подозрения в оправдании терроризма не дошло. Маркова «всего лишь» заподозрили в призывах к экстремистской деятельности через интернет (часть 2 статьи 280 УК), взяли подписку о невыезде, однако состава преступления не нашли и дело закрыли. Как оказалось, закрыли, чтобы потом возбудить уголовное дело по более тяжкой статье - по части 2 статьи 205.2 УК (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «интернет»). В Московском государственном лингвистическом университете отыскали подходящих экспертов, которые решили, что Марков стремится к «восстановлению действия Конституции СССР через применение насилия».
Чем-то это дело напоминает уголовные дела «за пропаганду нацизма» с помощью фотографий из фильма «Семнадцать мгновений весны».
А вот Светлану Прокопьеву заподозрили в оправдании терроризма после того, как осенью 2018 года произошёл взрыв в здании архангельского УФСБ. Его устроил семнадцатилетний Михаил Жлобицкий. После этого Светлана Прокопьева высказалась в эфире «Эха Москвы в Пскове».
«Жестокость порождает жестокость», - в частности, произнесла она, совсем не оправдывая подорвавшего себя террориста. Она попыталась разобраться, откуда берутся такие террористы? Ведь ими не рождаются. Что-то заставило архангельского анархо-коммуниста Жлобицкого утром 31 октября 2018 года войти в здание управления ФСБ и произвести взрыв? Если не задавать вопросов: «Почему?», то террористов не станет меньше. Скорее, их станет больше.
6 февраля 2019 года, едва Светлана Прокопьева вернулась в Псков, к ней нагрянули люди в масках (были и автоматчики, которые, правда, оказались военными из дивизии: они отправлялись на учения). Это напоминало «контртеррористическую операцию». Обыск, допрос, изъятие загранпаспорта… Всё выглядело так, как будто это тоже был эпизод какого-то криминального сериала. Новый эпизод, «Дело Прокопьевой»… Но всё было по-настоящему… Сотни СМИ быстро разнесли весть: в Пскове возбудили дело об оправдании терроризма. И это уже не первое уголовное дело в регионе. Таким образом, Псковская область за сутки, после обысков и допросов, превратилась чуть ли не во всероссийский центр оправдания терроризма.
Маленькая область, и сразу два возбуждённых уголовных дела по статье, которая обычно в России не применялась. Но если Аркадий Марков – депутат с «непростым прошлым» (это тот самый депутат городского поселения «Остров» Аркадий Марков, оштрафованный на пять тысяч рублей за избиение двух девушек в Острове в День города), то Светлана Прокопьева – человек мирный. Её не сравнить с теми, кто сутками околачивается в студиях российского телевидения и проклинает, распускает руки и грозится.
Светлана Прокопьева. Фото: Сергей Рыженков.
Не так давно всем известный депутат и постоянный участник российских телевизионных ток-шоу, предложил: «В Северном море есть остров, маленькая страна, 200 тысяч население. Брюсселю сказать: посмотрите, вот остров, видите, отвернитесь, а теперь нет острова. Страны нету… Надо показать, на что способны наши ядерные силы». Другой человек – писатель, не стал мелочиться и пошёл дальше. Его предложение тоже звучит зловеще: «Россия должна в обязательном порядке уничтожить Соединённые Штаты Америки». В обязательном порядке. Всё и сразу, и никак иначе.
Ещё один писатель – из тех, что любит приезжать в Псков, после прошлогодних президентских выборов в своей газетной колонке написал: «Президент, победивший на выборах своих конкурентов, в том числе и шутовских, сбросив их на свалку, только увеличил объёмы мусора, который заполонил Россию. Эти отходы человеческой материи, этот мусор человеческих отношений преодолимы. Путин, надевай спецодежду, начинай чистить Россию!» Дескать, есть люди, а есть «человеческие отходы».
Таких призывов – не мнений, а именно призывов, ежедневно транслируется и печатается десятки, сотни, тысячи. «Необходимо уничтожить», «сотрём в порошок», «чем раньше начнём уничтожать, тем лучше»… Имеются в виду страны, народы и отдельные социальные группы. Правоохранительные органы не спешат возбуждать уголовные дела. Вооружённые люди не окружают дома авторов этих призывов. Наоборот, их снова приглашают в эфир федеральных телеканалов, где они в очередной раз рассказывают, на кого можно сбросить ядерную бомбу и какие «человеческие отходы» надо утилизировать. Никакого оправдания терроризма, никакой пропаганды войны… Это только их личное мнение. Свободное мнение в свободной стране.
«Жестокость порождает жестокость, - написал в позапрошлом веке английский философ и социолог Герберт Спенсер. Было у этой фразы и продолжение: - А кротость порождает кротость».
Но смягчение нравов – это не про сегодняшнее время. Жернова судопроизводства не должны простаивать.