К столетию русской революции некоторые российские коммунисты, включая самых высокопоставленных, стараются откреститься от наиболее громких преступлений, совершавшихся большевиками. Их предшественники преступлениями это, конечно, не считали, с гордостью сочиняли на эту тему мемуары, а нынешние пытаются совместить коммунизм и православие, республику и монархию, Ленина, Сталина и Николая II. Для того чтобы совмещать было удобнее, приходится манипулировать фактами.
9 августа 2017 года в Фейсбуке Геннадия Зюганова появилась запись о расстреле в 1918 году в Екатеринбурге бывшего царя и царской семьи. Это очень странная запись. В ней есть такие утверждения: «В Уралсовете не было ни одного большевика. Меньшевики и эсеры приняли решение о расстреле его семьи. Только спустя несколько лет, на фронте, двое из расстрельной команды вступили в партию большевиков. Но мало кто сейчас учитывает эти исторические факты, пытаясь голословно обвинить во всех бедах большевиков, перебросить на них всю ложь, как и 99 лет назад. И все белогвардейские газеты тех времен скрывали эти факты, накаляя гражданское противостояние».
Итак, в 2017 году в России находятся люди, которые утверждают, будто бывшего императора и его семью убили эсеры и меньшевики.
Действительно, левые эсеры на Урале весной-летом 1918 года имели влияние, но не настолько же. Да, члены Уралсовета левые эсеры Хотимский (комиссар земледелия) и Сакович (комиссар народного хозяйства) требовали скорейшего расстрела Романовых. Но как быть с большевиками? С Петром Войковым, например. Он, наоборот, когда-то был меньшевиком-интернационалистом, но в 1917 году Войков (он же «Петрусь», «Интеллигент», «Белокурый») в Екатеринбурге вступил в РСДРП (б). В январе - декабре 1918 года Войков был комиссаром снабжения Уральского совета. Председатель Уралсовета Александр Белобородов к моменту расстрела царской семьи тоже был большевиком. Он вступил в РСДРП (б) в 1907 году. Заместитель председателя Уралсовета Борис Дидковский тоже был большевиком - с марта 1917 года. Николай Толмачёв вступил Российскую социал-демократической рабочую партию (большевиков) в 1913 году, был делегатом 7-й (Апрельской) партконференции… Ещё один человек, имевший отношение к расстрелу Романовых - Георгий Сафаров (член РСДРП с 1908 года, большевик). В эмиграции был секретарём Цюрихской секции большевиков. Весной 1917 года - сотрудник редакции «Правда», член Петербургского комитета РСДРП (б). В 1918 году - член Президиума Уральского областного комитета РКП (б), редактор газеты «Уральский Рабочий». Так что большевиком Сафаров летом 1918 года точно был. Исключили его из ВКП (б) только 18 декабря 1927 года, сослали в Ачинск, но 9 ноября 1928 года в большевистской партии восстановили. Потом ещё раз исключили. В 1990 году он был восстановлен в партии посмертно.
А нам внушают: «В Уралсовете не было ни одного большевика».
Как, в конце концов, быть с уроженцем Невеля Филиппом Голощёкиным, сыгравшим в расстреле Романовых важную роль? О Голощёкине я писал в прошлом году в блоге «ПГ» («Управлять убийством – тяжёлый труд»). В советские времена, по которым тоскует Зюганов, о члене исполкома Уралсовета Голощёкине вспоминали как о герое гражданской войны. Авторам книги «Ленинская гвардия Урала», изданной в Свердловске в 1967 году, и в голову не приходило причислять его или Толмачёва к какой-то другой партии. В книге цитировался Яков Свердлов, писавший о Голощёкине, отправленном из столицы на Урал: «К вам на Урал поехал т. Филипп… Человек… очень энергичный, с правильной линией».
Прежние коммунисты считали то, что делал Голощёкин – «правильной линией». Не то, что нынешние.
Так что придётся повториться – уже не в блоге, а в газетной статье. Тем более что Голощёкин обиделся бы, если бы узнал, что его посмертно сделали то ли эсером, то ли меньшевиком. Своей партийной принадлежностью и своей причастности к массовым убийствам он гордился.
Филиппа Голощёкина расстреляли в октябре 1941 года. На месте расстрела установлен памятный знак со словами: «Поклонимся памяти невинно погибших...». Но я знаю людей, которые считают, что Голощёкин, в отличие многих других, расстрелянных большевиками 28 октября возле посёлка Барбош, невинной жертвой не являлся. Наоборот, этого человека (по профессии - зубного техника), родившегося в Невеле в семье ремесленника в 1876 году, считают одним из самых образцовых палачей.
Филипп Голощёкин
Филиппа (он же Исай, Исаак) Голощёкина (партийный псевдоним – «Филиппов») арестовывали много раз, но при советской власти лишь однажды - в 1939 году. Его, как будто в насмешку, обвинили в троцкизме. Насмешка заключалась в том, что в то время, когда Троцкий был ещё достаточно силён - в 1924 году - Голощёкин оказался в числе тех большевиков, кто открыто выступил против одного из вождей Октябрьской революции. Незадолго до очередной годовщины «Великого Октября» Троцкий написал огромную статью «Уроки Октября», которая начиналась словами: «Если нам повезло в Октябрьской революции, то Октябрьской Революции не повезло в нашей печати. До сих пор ещё у нас нет ни одной работы, которая давала бы общую картину Октябрьского переворота, выделяя его важнейшие политические и организационные моменты. Более того, даже сырые материалы, непосредственно характеризующие отдельные стороны подготовки переворота, или самого переворота - и притом важнейшие документы, - не изданы до сих пор...»
Ленин ко времени написания статьи уже умер, и Троцкий оставался главным живым руководителем Октябрьской революции, подробно описав свою версию развития событий. Версия Сталину не понравилась. Голощёкин, сам участвовавший в вооружённом восстании в Петрограде и входивший в Петроградский ВРК, выступил в Самаре с речью «Против троцкизма». Через пятнадцать лет его «за троцкизм» отправят за решётку, где против него дадут показания другие «видные партийные деятели», включая арестованного Николая Ежова.
В «Заявлении арестованного Ежова в Следственную часть НКВД СССР», написанном 24 апреля 1939 года, о Голощёкине говорится: «...тогда он и я только приехали в Оренбург, жили в одной гостинице. Связь была короткой, до приезда его жены, которая вскоре приехала. В том же 1925 г. состоялся перевод столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду, куда на работу выехал и я. Вскоре туда приехал секретарем крайкома Голощекин Ф.И. (сейчас работает Главарбитром). Приехал он холостяком, без жены, я тоже жил на холостяцком положении. До своего отъезда в Москву (около 2-х месяцев) я фактически переселился к нему на квартиру и там часто ночевал. С ним у меня также вскоре установилась педерастическая связь, которая периодически продолжалась до моего отъезда. Связь с ним была, как и предыдущие, взаимоактивная...»
Голощёкин прославился двумя вещами: участием в расстреле царской семьи и организацией коллективизации в Казахстане. Но куда бы его ни отправляла партия, свою жестокость он демонстрировал в полной мере. За это его и ценили. Этот зубной техник (учился и практиковал в Риге) и профессиональный революционер (член РСДРП с 1903 года) уничтожал людей, словно рвал зубы. Вырывал с корнем. Среди революционеров было немало таких людей. Один из дореволюционных товарищей Голощёкина Яков Свердлов, сам имевший отношение к расстрелу царской семьи, ещё до революции, находясь в ссылке в Сибири, писал о Голощёкине в одном из писем: «Он стал форменным неврастеником и становится мизантропом... он безобразно придирчив к конкретному человеку, с которым приходится соприкасаться. В результате - контры со всеми... Он портится, создаёт сам себе невыносимые условия существования. Скверно, что у него почти нет личных связей...»
Действительно, Голощёкин был мастером создавать невыносимые условия. И не только для себя. Это такой революционный феномен. Среди революционеров неврастеников и мизантропов было множество. Невероятная жестокость относилась не только к классовым врагам. Это была жестокость вообще. Озлобленность требовала выхода.
Вершиной карьеры Филиппа Голощёкина - в смысле количества жертв - стал пост руководителя Казахстана. Казахстаном он руководил 8 лет с 1925 по 1933 год. В то время он уже был кандидатом, а потом членом ЦК ВКП (б). Переезду в Казахстан предшествовала должность председателя Самарского губисполкома, а потом его назначили первым секретарём Казахстанского крайкома ВКП (б). И Голощёкин по привычке немедленно принялся «вырывать зубы». Сколько именно на его совести погибших - точно не скажет никто. Вернее, статистика есть, но количество погибших в разных публикациях сильно отличается. В любом случае, это сотни тысяч. Скорее всего, миллионы. Большая часть умерла от голода в 1932-33 годах.
Но начинал Голощёкин свою деятельность в Казахстане с «точечных чисток». Ему было важно уничтожить «тонкий слой национальной интеллигенции». Начались партийные чистки. Голощёкин считал, что, несмотря на то, что Казахстан входил в СССР, советская власть ещё не установлена. Так что свой задачей он считал необходимость устроить «Малый Октябрь», то есть революцию. Для этого требовались враги, и он их быстро нашёл, обвинив «местные кадры» в «национал-уклонизме», «национализме» и «пантюркизме».
Семья Романовых, 1913 год.
«Я утверждаю, - говорил Голощёкин, - что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрём». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и, если это гражданская война, мы за неё».
Открытая проповедь гражданской войны - это идея была вполне ленинской («о перерастании войны империалистической в войну гражданскую») или, если угодно, троцкистской, ведь это же Троцкий в 1918 году провозгласил: «Наша партия за гражданскую войну. Гражданская война упёрлась в хлеб... Да здравствует гражданская война!».
Как писал Максимилиан Волошин: «Ещё! ещё! И всё казалось мало... // Тогда раздался новый клич: «Долой // Войну племён, и армии, и фронты: // Да здравствует гражданская война!» // И армии, смешав ряды, в восторге // С врагами целовались, а потом // Кидались на своих, рубили, били, // Расстреливали, вешали, пытали, // Питались человечиной, // Детей засаливали впрок,- // Была разруха, // Был голод. // Наконец пришла чума...». Что-то похожее произошло и в Казахстане при непосредственном участии уроженца Невеля Голощёкина. Сталин был доволен.
Голощёкин сделал ставку на «советизацию аула». В аулы отправились 4800 тысячи уполномоченных (в сельском хозяйстве они разбирались слабо, и им ничего не стоило требовать в холодной зимней степи стрижки овец). Один из лозунгов был: «Перегибов не допускать, парнокопытных не оставлять!». (С 1928 по 1932 год численность крупного рогатого скота сократилась с 6 млн. 509 тыс. до 965 тыс. голов). Начались репрессии.
Задача Голощёкина была очевидна : установить тотальный контроль. Но для этого надо было ликвидировать кочевое хозяйство - заодно с кочевниками. За кочевниками не уследишь. Говоря партийным языком, это был «перевод кочевников к оседлости». Перевод требовал жертв. Но не только. Требовались отчёты. Кто сколько сдал хлеба и т.п. Но кочевники-скотоводы зерно не выращивали. Однако они всё равно должны были его сдавать. Тот, кто не сдавал, считался саботажником. Довольно быстро была арестована 31 тысяча человек. Для начала.
Современные казахские учёные пишут о том, численность казахского этноса в это время сократилась вдвое. Не все они погибли - несколько сот тысяч казахов откочевало в Монголию, Китай, Ирак и Афганистан. О точном числе погибших сказать сложно. В некоторых источниках называют цифру в 1 миллион 800 тысяч. Максимальное число погибших, о котором я читал, - 2 миллиона казахов, умерших в 1931-ЗЗ года, и 200-250 тысяч казахстанцев других национальностей. Если судить по результатам советской переписи населения, за период с 1926 года по1939 год численность казахов на территории СССР сократилась даже не на 50, а на 70 процентов. Статистика погибших животных похожая: число верблюдов сократилось с 1 млн. 42 тысяч до 63 тысяч голов, овец - с 18 миллионов 566 тысяч до 1 миллионов 386 тысяч голов, лошадей - с 3 миллионов 616 тысяч до 416 тысяч голов. Наступил голод.
Почитатели Голощёкина (такие тоже есть) считают, что благодаря ему Казахстан радикально преобразился в лучшую сторону, и жертвы, дескать, были не напрасны. Из отсталой кочевой республики Казахстан стал индустриальной республикой. Кроме того, были созданы колхозы-гиганты (сотни хозяйств насильственно объединялись в радиусе до 200 и более километров, восстания жестоко подавлялись). В это же время Казахстан стал превращаться в место ссылки и высылки. Туда направлялись раскулаченные из других мест СССР. Там же стали создаваться лагеря системы ГУЛАГа.
3 февраля 1933 года «Казахстанская правда» написала, что «в связи с тем, что ЦК удовлетворил просьбу т. Голощёкина об освобождении его от работы Казахстане, пленум постановил освободить т. Голощёкина от обязанностей первого секретаря Казахского краевого комитета партии». Члена ЦК ВКП (б) Голощёкина отправили в Москву на повышение. Он стал Главным государственным арбитром ССР (сегодня это называется Высший арбитражный суд).
Если же вернуться к расстрелу царской семьи, то летом 1918 года Филипп Голощёкин занимал пост военного комиссара Екатеринбурга. Участник расстрела царской семьи Михаил Медведев (Кудрин) вспоминал: «Когда я вошёл, присутствующие решали, что делать с бывшим царём Николаем II Романовым и его семьёй. Сообщение о поездке в Москву к Я. М. Свердлову делал Филипп Голощёкин. Санкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на расстрел семьи Романовых Голощёкину получить не удалось. Свердлов советовался с В.И. Лениным, который высказывался за привоз царской семьи в Москву и открытый суд над Николаем II и его женой Александрой Фёдоровной, предательство которой в годы Первой мировой войны дорого обошлось России. На прощанье Свердлов сказал Голощёкину: - Так и скажи, Филипп, товарищам - ВЦИК официальной санкции на расстрел не даёт... После рассказа Голощёкина Сафаров спросил военкома, сколько дней, по его мнению, продержится Екатеринбург? Голощёкин отвечал, что положение угрожающее - плохо вооружённые добровольческие отряды Красной Армии отступают, и дня через три, максимум через пять, Екатеринбург падёт. Воцарилось тягостное молчание...»
Именно Голощёкину принадлежит фраза «собакам - собачья смерть», которую он произнёс сразу же после расстрела царской семьи.
«Безглазые настали времена, - написал Максимилиан Волошин в том же стихотворении 1923 года о гражданской войне, - Земля казалась шире и просторней, // Людей же стало меньше, // Но для них // Среди пустынь недоставало места, // Они горели только об одном: // Скорей построить новые машины // И вновь начать такую же войну. // Так кончилась предбредовая схватка, // Но в этой бойне не уразумели, // Не выучились люди ничему».
Почему же? Кое-чему выучились. Сживать со света.
Из всех названных большевиков только Войкова застрелили небольшевики (его убил в Варшаве в 1927 году эмигрант Борис Коверда). Сафарова расстреляли в 1942 году по постановлению Особого совещания при НКВД СССР. Голощёкина чекисты расстреляли 27 октября 1941 года, Дидковского в 1937 году, Белобородова в 1936 году. Толмачёв застрелился сам – в 1919 году.
А по поводу расстрела царской семьи и якобы непричастности к этому большевиков можно было бы придумать что-нибудь другое. Допустим, что Николая Романова убили гвардейцы кардинала Ришелье году в 1640. Так было бы правдоподобнее.