Статья опубликована в №16 (838) от 26 апреля-02 мая 2017
Политика

Место, где свет. Часть 2.

Кулуарная борьба за пост губернатора Псковской области уже принесла первые политические столкновения и новых фаворитов
Денис Камалягин Денис Камалягин 28 апреля 2017, 22:12

Реальные кандидаты в губернаторы пока не готовы выходить на первый план: во-первых, никто до сих пор не может понять, когда же действительно пройдут губернаторские выборы. Во-вторых, никто из них не хочет идти по стопам Ивана Цецерского и попадать под удар публичных атак. В-третьих, никто, включая самые влиятельные силы региона, не может гарантировать, что у администрации президента на Псковскую область нет своего видения и своего кандидата. Это тот фактор, на который не способен повлиять никто.

Продолжение. Начало здесь.

Силовики против «правых рук»

Несмотря на то, что амбиции Козловского были ясны ещё почти год назад, реально ситуацию, судя по всему, начали обострять другие кандидаты, которые пока не готовы обозначать себя именно в таком качестве.

Ощущение, что в Псковской области может появиться губернатор из силовых структур, создалось еще в прошлом году: усиление восприятия региона как пограничного с НАТО наталкивало на возможность появления губернатора из силового блока. Это подтвердили последние пертурбации на Псковской таможне, абсолютно закрытый визит в Псков главы ФТС Владимира Булавина, а также придание высокого статуса третьему международному форуму приграничных регионов (на него, в частности, прибудут вице-премьер правительства Дмитрий Козак, глава Минэкономразвития Максим Орешкин и полпред в СЗФО Николай Цуканов), а также введение пограничных зон с Республикой Беларусь.

Параллельно с этим в 2016 году усилилась тенденция назначения губернаторами представителей спецслужб, и пусть с Евгением Зиничевым этот эксперимент в Калининградской области закончился неудачно, то Дюмин в Тульской области прижился. В этой ситуации представители публичной политики не могут не смотреть с опаской на силовиков, обладающих значительными полномочиями на местах. В Псковской области заметна активизация работы управления ФСБ по Псковской области под руководством Алексея Кальяна (его публичность обратно пропорциональна степени его влияния) и следственного управления СК РФ по Псковской области, которое возглавил Олег Тушмалов. Впрочем, Тушмалов пока вряд ли похож на человека, который готов перейти в исполнительную власть, но тем интереснее выглядит в этом смысле возвращение его предшественника – нового главного федерального инспектора и куда более амбициозного деятеля Андрея Калинина. Нынешняя его позиция позволяет Калинину иметь достаточный компромат на (чьих-либо) конкурентов на «нулевом цикле» губернаторской гонки.

Начальник УФСБ по Псковской области Алексей Кальян (слева) не фигурирует в СМИ и практически не попадается на фотографиях. Фото: pskov.ru

Однако если отталкиваться всё от той же практики последних лет, то в качестве наиболее вероятного сценария всё же стоит рассматривать вариант назначения силовика, который будет ставленником Кремля, а не представителем местной политической элиты. В данном случае предугадывать персоналии достаточно сложно. Плюсом этой схемы будет отсутствие взаимосвязей с региональными «мастодонтами». Среди основных минусов, пожалуй, то, что на данный момент регион продолжает оставаться одним из самых бедных: это не лучший старт для будущего карьерного роста.

На сегодня именно неизвестный фаворит Кремля, отправленный в Псков в качестве варяга, - главный риск псковских силовиков, имеющих возможность контролировать степень влияния остальных оппонентов, действующих в плоскости политики и бизнеса.

Другое ключевое крыло, конкурирующее с силовиками, располагается в Доме советов: как минимум несколько чиновников, находящихся за спиной у Андрея Турчака, могут (и, судя по всему, хотят) претендовать на губернаторский пост. Основным претендентом среди чиновников можно назвать вице-губернатора Максима Жаворонкова, который имеет достаточный ресурс, чтобы попробовать побороться за место претендента. Достаточно сказать, что все государственные и влиятельные окологосударственные СМИ в Псковской области находятся под контролем Жаворонкова и на деле представляют псковичам мир не глазами Турчака, а глазами его зама. Вдобавок, Жаворонков возглавляет аппарат администрации, что позволяет иметь большее влияние внутри системы. По информации ряда чиновников, попытки вице-губернатора усиливать свое влияние достаточно очевидны и периодически приводят к последствиям: в частности, уход Романа Романова с поста начальника управления внутренней политики, по некоторой информации, связан именно с давлением со стороны «серого кардинала» администрации Псковской области.

У Жаворонкова сильны не только аппаратные позиции: по информации «Псковской губернии», у него остается заметная поддержка в Петербурге, и в своё время псковскому вице-губернатору светили заметные назначения (вплоть до руководства субъектом федерации) но их якобы «зарубил» бывший главный федеральный инспектор Салават Гумеров. На сегодня у Жаворонкова с Турчаком, по данным источников, близких к администрации Псковской области, накопился ряд вопросов, по которым есть заметное непонимание: начиная с общей системы работы политического блока и заканчивая локальными конфликтами: достаточно вспомнить историю с известным спортивным деятелем Михаилом Петровым, который раньше был одним из приближенных к руководству региона, а после столкновений с Жаворонковым и его командой переметнулся в активную оппозицию, войдя в ряды псковской «Открытой России». Сейчас Жаворонков силами псковского бизнеса пытается задушить бывшего приятеля финансовыми способами. «Физрук» Петров, за которым стоит не только молодежь, но и персоналии из СМИ, это противостояние готов выносить в паблик, и вряд ли это то, что может помочь Жаворонкову заработать дополнительные очки.

Вице-губернатор Максим Жаворонков не очень толерантен в ведении политических процессов, несмотря на то, что курирует политический блок администрации региона.

«У них там масса бухгалтеров. А я один и тренер, и юрист, и бухгалтер», - припоминает в нашей беседе финансовые нарушения госмедиахолдинга Михаил Петров. Ему сегодня пытаются вменить сотни тысяч рублей долгов за аренду помещения за то, что не увидел в договоре что-то написанное мелким шрифтом. Сегодня у Петрова как минимум крупные финансовые проблемы, потому что проявил инакомыслие, несмотря на поддержку администрации Псковской области. Сегодня от этого конфликта страдают все – и Петров, и Жаворонков: Андрей Турчак о сложившейся ситуации неплохо осведомлен.

Ряд аппаратных промашек, имевший место в последнее время (например, фактический проигрыш в суде организатору митинга против коррупции Павлу Чернову, что отдельно отметил Турчак в своём интервью) и слегка напряжённые отношения Жаворонкова с губернатором в последнее время, на деле мало влияют на его нынешние позиции. Проблемой его реальных перспектив могут стать, скорее, как раз отголоски прошлой карьеры, и если в ходе подковёрной борьбы начнётся война компроматов (а фактически превентивно она уже ведётся), шансы Жаворонкова вряд ли высоки.

У второго кандидата среди вице-губернаторов – Сергея Перникова – таких фактов для серьёзного компромата заметно больше – и, как рассуждают те, кто давно следит за его деятельностью, «папочка» на него будет сформирована очень быстро, поэтому вряд ли сам Сергей Григорьевич питает какие-то надежды возглавить регион.

Тем не менее, по персонам, приближенным к Перникову, - бизнесменам, братьям Рейну и Георгию Кухи (известным как «короли госконтракта») – в последнее время были нанесены небольшие удары со стороны правоохранительных органов, УФАС по Псковской области и представителей политической оппозиции. По информации одного из источников, братья Кухи ориентированы не на Перникова, а все на того же Жаворонкова, что, собственно, не сильно меняет суть попытки ослабить позиции того или другого – дело в источнике этих ударов, и они, скорее всего, имеют отношение к силовым ведомствам. Напомним, ранее УФСБ по Псковской области не стало отрицать, что в офисах, связанных с фирмами Кухи, проходили обыски, уточнив, правда, позже, что их провели не представители спецслужб. Сами бизнесмены настаивают, что никаких обысков не было, сейчас «ПГ» отправило запрос руководству Федеральной таможенной службы.

Акциями на резкое «понижение» для Перникова стала и ситуация с гибелью бывшего сотрудника администрации Псковской области Татьяны Волар, которая до этого работала в комитете по природопользованию. Противники администрации региона поспешили с помощью федеральных СМИ третьего сорта обвинить в этой истории региональных чиновников, связав её с известной тяжбой вокруг участков возле озера «Калацкое» и директором хлебокомбината Виктором Почерниным.  В одном из дел, связанных с этими участками, Перников, по информации «Псковской губернии», проходит свидетелем в суде.

 Почернин же после медийной атаки поспешил выйти из тени и усилиться: в апреле стало известно, что он, скорее всего, возглавит Агентство стратегических инициатив в Псковской области. Представил Почернина уполномоченный по правам предпринимателей Аркадий Мурылёв, начальник которого – федеральный омбудсмен Борис Титов. Виктор Почернин – председатель псковской «Деловой России», федеральную структуру «ДР» возглавляет Борис Титов. А еще Борис Титов – фактический владелец «Абрау Дюрсо», топ-менеджером в котором трудится Пётр Слепченко. Тот самый Слепченко, который не только был главой администрации Пскова, но и сопредседателем псковского отделения «Деловой России». На пост сопредседателя его пригласил когда-то Виктор Почернин. Председателем наблюдательного совета АСИ уже давнее время выступает президент России Владимир Путин.

Сергей Перников вряд ли будет участвовать в борьбе за пост губернатора: и он сам, и курируемая им сфера, могут быть легко смяты атакой силовых структур. Фото: Артем Аванесов / ПГ

Будет ли история с Почерниным нести для Перникова и администрации в целом репутационные риски, пока неизвестно, но то, что это одна из историй, задокументированных конкурентами и эксплуатируемых ими – несомненно.

Еще одной и достаточно неожиданной фигурой, стоящей за спиной Турчака и готовой его сменить, скорее всего, окажется сенатор Александр Борисов: он не единожды говорил, что планирует пригодиться Псковской области. Борисов дважды становился в Совете Федерации «посланцем» от Псковского областного Собрания, несмотря на то, что в парламенте его коллег нет. Зато Борисов долго работал в холдинге «Ленинец», а потом в «Молодой гвардии» вместе с Турчаком, и именно он сменил псковского губернатора в СовФеде. И сейчас, по некоторым данным, именно Борисов, который, как он сам выражается, «недопиарился», играет роль не очень заметного оператора финансовых потоков.

Александр Борисов (в центре) долгое время находился в тени Андрея Турчака, но за прошедшие 8 лет не имеет ни одного политического «косяка». Фото: Артем Аванесов / ПГ

Не исключено, что этот вариант – наиболее благоприятен и для Андрея Турчака, для которого Борисов был одним из самых приближенных членов команды все эти годы. Именно с Борисовым некоторые политические деятели связывают атаку на Ивана Цецерского, и смену векторов в Псковской городской Думе. В частности, есть предположение, что кандидатура Игоря Сиротина на посту заместителя главы Пскова – это креатура Борисова, которому политически выгодно ослабление главы города.  

Факторы нестабильности системы: груз неудачников

Усиление политической конкуренции негативно сказалось на тех, кто долгое время находился под ударом, но был защищён так называемой «вертикалью власти». Главным катализатором того, что у губернатора Турчака руки стали относительно развязаны, стала ситуация вокруг депутата Псковского областного Собрания Яна Лузина. Команда губернатора никогда не питала к главному псковскому риелтору особой любви, но нынешняя ситуация вокруг скандала с ЖК «Европа», который подсветил «МК в Пскове», стала Рубиконом: региональные власти не стали защищать одиозного бизнесмена, который получил серьезные политические и финансовые проблемы. Если раньше вопрос политического окраса мог сыграть свою роль, то сейчас эту Лузину не помогает. Более того, крушение империи одного из крупнейших бизнесменов региона может заметно сказаться на экономике Псковской области, но если раньше это было каким-то критерием безопасности, то в нынешней ситуации раскрепощения Турчака как губернатора этот фактор очевидно не работает.

Крушение бизнеса другого заметного бизнесмена – Олега Брячака – тоже администрацию области явно не заботит. С учетом того, что Брячак-младший пошёл в лобовую атаку на региональные власти (из-за того, что те не поддержали его в трудный момент), практически все точки соприкосновения Олега Михайловича с Турчаком и Ко также испарились. Сегодня Брячак, как и яблочник Лев Шлосберг, - пожалуй, единственная фигура из системной оппозиции, кто может влиять на политическую повестку потенциальных кандидатов в губернаторы. С учётом отсутствия ресурсов и нежелания системы решать эти конфликтные ситуации (как показала ситуация с Брячаком, они практически не наносят ущерба) это влияние будет сводиться к минимуму.

Роль внешних сил и фактора нестабильности может усилить опальный олигарх, бывший вице-спикер псковского парламента Михаил Гавунас, но пока он ограничивается лишь финансированием анти-кампаний, которые, говоря откровенно, проводятся не очень эффективно. Сам Гавунас, имеющий желание отомстить администрации Псковской области за свои беды, пока не готов идти на обострение, надеясь, что судебные процессы или следствие все-таки сойдут на нет (читай: поддержат его позицию), но если бы сам бизнесмен находился в регионе, то, наверное, уже давно бы понял, что иллюзии в возвращении своего влияния в регионе ему не помогут. Нынешний передел власти проходит без него, и если региональную власть возглавит силовик, вряд ли бывший «серый кардинал» псковской политики сможет на что-то рассчитывать.

«Псковская губерния» продолжит следить за развитием событий вокруг кулуарной борьбы за губернаторское кресло. Продолжение темы читайте в ближайшее время.


Чтобы оперативнее следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», в «Телеграме» и «Фейсбуке».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.