Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Несомненно, центральным событием недели стало ежегодное президентское Послание Федеральному собранию. С момента его оглашения эксперты наперебой комментируют слова гаранта Конституции, пытаясь разгадать зашифрованные в них свежие идеи и тайные посылы.
Надо заметить, что год от года президентское Послание становится всё более заметным моментом в жизни страны. В не столь далекие ельцинские времена его содержание не вызывало массового интереса в силу своего номинального характера. Сегодня стараниями кремлевских пиарщиков ситуация меняется: всё большее количество заинтересованных лиц именно на основе текста Послания Федеральному собранию пытаются распознать, куда в ближайшее время подуют политико-экономические ветры.
Итак, что касается экономической части Послания, президент дал общую оценку нынешней ситуации и сказал о возможных путях ее исправления. По мнению главы государства, Россия проигрывает глобальную конкуренцию по причине плохого инвестиционного и делового климата. Экономические власти по-прежнему строят свои прогнозы на основе экспортно-сырьевой ориентации экономики. В связи с этим правительство ориентируется на средние темпы экономического роста в 3,5-4,6%, что неадекватно стоящим задачам. Говоря о способах изменения сложившейся ситуации, президент указывает на необходимость стимулирования деловой активности граждан страны: «создание таких условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги». Возможно, это и есть его стратегический выбор.
Дело в том, что теоретически на сегодня существуют два основных варианта выхода из экономического тупика. Первый – активизация роли государства в экономике, второй – стимулирование бизнеса, в первую очередь малого и среднего.
Если обратиться к недавней истории, то можно вспомнить, что усиление роли государства в экономике – один из тезисов, с которыми два года назад входил во власть нынешний президент. Но, похоже, попытки изменить олигархическую систему экономических отношений «сверху» не оказались в должной степени эффективными, и это заставило искать замену экономическому локомотиву. Президент открыто говорит о причинах такой смены: «Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач, а знание чиновниками современной науки управления – это все еще очень большая редкость».
Вместе с тем, надо заметить, что ставка исключительно на малый и средний бизнес в российских условиях выглядит не менее рискованной. Это объясняется прежде всего исторически сложившейся структурой отечественной экономики, в которой превалируют крупные предприятия. Не следует сбрасывать со счетов и менталитет населения, преимущественно не склонного к самостоятельному ведению бизнеса.
Что касается препятствий на пути улучшения делового и инвестиционного климата, то главным из них, по мнению президента, пока являются все те же государственные институты, удел которых – реформирование. Более того, обязанности по этому реформированию лягут на нынешнего премьера Михаила Касьянова: «Председателю правительства следует предоставить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти».
В этом предложении, судя по всему, и заключается главная интрига Послания – кадровые перестановки во власти. Похоже, это почувствовали и в самом правительстве. Мнение главы государства о том, что прогнозируемые правительством темпы экономического роста недостаточны для решения текущих задач, выглядит более чем весомым аргументом. Получив камень в свой огород, ведомство главного реформатора Германа Грефа поспешило принять ответные меры. Так, на «круглом столе» в СФ РФ под названием «Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2003 год» заместитель главы Минэкономразвития Аркадий Дворкович попытался объяснить собравшимся причины столь низких темпов прироста ВВП, рассчитываемых правительством. По мнению Дворковича, если правительство будет прогнозировать более высокие темпы экономического роста, как того хочет президент, это может «привести к очередному кризису, подобному дефолту 1998 года». (От себя заметим, что параллели с 1998 годом представляются неоправданными: вряд ли кто-то сегодня рискнет сажать экономику «на иглу» внутренних заимствований, как это было тогда.) Далее последовал поиск компромисса: «Если по итогам мониторинга за 2-3 месяца мы убедимся, что экономика растет более высокими темпами, чем прогнозировалось ранее, мы сможем пересмотреть свои сценарные оценки», – заявил Дворкович. К счастью, пересмотр позиций предполагается не такой уж и радикальный, что говорит об отсутствии элемента паники в заявлениях и действиях чиновников Минэкономразвития. По словам замминистра, правительство может увеличить прогноз прироста ВВП на 2003 год до 5%. Правда, делаться это будет постепенно, с учетом результатов первого квартала текущего года.
С другой стороны, и 4%, и даже 5% вряд ли устроят президента, открыто заявляющего о намерениях сократить отставание России от развитых стран. Здесь уже и сам Дворкович признает недостаточность планируемых правительством темпов развития. По словам заместителя Грефа, если наша экономика будет расти на 5% в год, то она лишь через 10 лет догонит Португалию – беднейшую из стран западноевропейского региона. При этом он не исключил возможности более оптимистического развития ситуации, бросив тем самым ответный укор в адрес президента: «Чтобы повысить прогноз на большую величину, чем 5%, нужны системные меры и нужно, чтобы само государство функционировало эффективнее».
В итоге мы опять вернулись к постулату о том, что неэффективная работа государства тормозит экономическое развитие. Президент, как мы уже говорили выше, признал неспособность и нежелание государственного аппарата отвечать запросам времени. Справится ли с его реформированием Касьянов – вопрос. Еще один, не менее интересный вопрос, – каким образом он собирается выполнять наказ президента. Наиболее вероятными представляются как раз кадровые перестановки: этот испытанный метод если и не приводит к очевидному результату, то, по крайней мере, является хорошей иллюстрацией проводимой работы. Потенциальные «стрелочники», готовые оказаться «под раздачей», уже прорисовываются. В общем, всё, как и следовало ожидать...
Максим ЛЕГУЕНКО,
Yтро. ru.