Статья опубликована в №13 (785) от 06 апреля-12 апреля 2016
Политика

Задержка в закрытии

Губернатор Псковской области Андрей Турчак вновь фигурирует в скандале с активами за рубежом
Денис Камалягин Денис Камалягин 06 апреля 2016, 10:10

На этот раз Турчак оказался одним из героев (то есть антигероев) громкого расследования, проведённого Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) и Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). 380 представителей медиа со всего мира долгое время изучали данные об офшорах государственных деятелей, которые оказались у газеты Sueddeutche Zeitung после утечки из компании Mossack Fonseca. Среди российских чиновников фигурантами расследования стали президент Владимир Путин и его пресс-секретарь Дмитрий Песков, министр экономического развития Алексей Улюкаев и другие. Из глав регионов, которые оказались причастны к списку Mossack Fonseca, в списке оказались двое: губернатор Челябинской области Борис Дубровский и руководитель Псковской области Андрей Турчак.

Владелец компании Burtford Unicorp Inc. Кира Турчак с мужем Андреем. Фото: «ПАИ»

Объём информации, которая попала в руки журналистов немецкой газеты, оказался настолько велик (порядка 200 тысяч организаций), что Sueddeutche Zeitung обратилась к международным расследовательским организациям журналистов, а те связались с коллегами из других стран. В России анализом информации занималась «Новая газета».

Журналист Дмитрий Великовский, работавший в проекте для «Новой газеты» с данными ICIJ и OCCRP, рассказал «ПГ» о нюансах документов офшора, зарегистрированного на Британских Виргинских островах на жену псковского губернатора Киру Турчак Burtford Unicorp Inc.. «В полученной от Mossack Fonseca базе мы искали тех, кто подпадал под закон, по которому с 2013 года госслужащим в России запрещено принимать участие в бизнес-операциях за границей и иметь счета за рубежом». Из губернаторов там оказались двое, один из них Андрей Турчак. К опубликованной информации мы добавили уже известные данные о нём, например, про недвижимость в Ницце и про то, что Олег Кашин называет его заказчиком нападения на него», - сообщил он.

По словам Великовского, установить доподлинно, чем занималась Burtford Unicorp Inc., достаточно сложно, если вообще возможно: карточка компании есть у Mossak Fonseca, а в случае с компанией Турчаков – она была зарегистрирована посредником, который находится в Канаде, этот же посредник оплачивал расходы на её регистрацию в Fonseca.

Компания Burtford Unicorp Inc. была учреждена в августе 2008 года. В течение этого времени все 100% акций офшора принадлежали Кире Турчак, Андрей Турчак на тот момент был членом Совета Федерации от Псковской области и всего через полгода стал губернатором региона.

«Данные о том, что Burtford Unicorp закрыт, в карточке есть. 30 апреля 2015 года он был вычеркнут из реестра, а 4 мая – официально закрыт. При подобном этому закрытии гипотетически организацию можно реанимировать, но данных об этом мы не обнаружили», - уточняет Дмитрий Великовский.

«Новой газете» Турчак сообщил, что компания была официально закрыта 7 марта 2014 года, связав ее с покупкой недвижимости во Франции своей семьей. «Компания была учреждена для финансирования ипотечной сделки по приобретению квартиры во Франции. Зарубежная недвижимость моей семьей была продана, о чем было сообщено во всех СМИ». Нарушение сроков и, стало быть, федерального закона псковского губернатора не смутило. «Все необходимые формальности, насколько мне известно, были соблюдены сразу после вступления 79-го закона в силу. Наверное, само оформление занимает какое-то время. Я не задавался этим вопросом».

В итоге данные Турчака и Mossak Fonseca разнятся более чем на год.

«Есть разные способы ликвидации, в частности, принудительный роспуск – когда за компанию перестают платить. Именно это и произошло с Burtford Unicorp, фирма была вычеркнута за неуплату, - отмечает Великовский, добавляя, что последний платёж за организацию был произведён посредником 28 марта 2014 года. – Было сообщение: мы перечислили 4985 долларов за такие-то фирмы, и в их списке была Burtford Unicorp, там же посредник просит подтвердить получение средств и продлить регистрацию компаний».

По мнению журналистов, работавших с «Новой газетой» над данными от Fonseca, факт нарушения Турчаком федерального закона подтверждается им самим, даже признанием того, что компания была закрыта лишь в марте 2014 года, а запрет законодательно наступил уже в 2013-м. «Он же сам сказал, что не сделал это вовремя, и здесь уже не так важно, в 2014 году Турчак это сделал или в 2015 году», - добавил Великовский.

По словам журналиста, теоретически возможно, что история действительно может иметь какое-то отношение к Ницце, поскольку создание фирм выстраивается в логику по датам. «Но при этом имеется осмысленный факт оплаты на март 2014 года, то есть «французская история» длилась дольше, чем он говорит, либо это была не «французская история», - резюмирует Великовский.

Отметим, что первым руководителем офшора Турчаков был вице-губернатор и руководитель аппарата администрации Псковской области, завсегдатай заседания депутатских антикоррупционных комиссий Максим Жаворонков. Именно в его полномочия, иронизируют коллеги, входит «выявление фактов злоупотреблений или правонарушений, организация служебных расследований и проверок», но вопросы команды «Новой» к Жаворонкову, почему – де он не предупредил начальника, что офшор надо закрыть, чиновника не смутили.

После того как Жаворонков перешёл в администрацию области, его место в кресле руководителя офшора занял Алексей Ветрогонский, который стал руководителем УК «Ленинец» после того, как ещё один человек из холдинга Турчака-старшего был десантирован в администрацию Псковской области: Виктор Матвеев сначала возглавил контрольно-ревизионное управление, а сейчас занимает пост руководителя секретариата губернатора области.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.