«Псковская губерния» попыталась проанализировать инвестиционную политику руководства региона за последние годы. Часть 1.
Экономический кризис в России продолжается. Официальные лица в правительстве утверждают, что к концу 2015 года он закончится, большинство же независимых экспертов с ними не соглашаются [ 1]. Псковская область традиционно один из самых бедных регионов России, и, несмотря на уникальное местоположение (близость границы, расположение между двух столиц, большое количество свободных земель), большой инвестиционный потенциал, уровень инвестиционных вливаний очень низок все постсоветские годы. Проблемы такой негативной для привлечения инвестиций ситуации идут ещё с конца 60-х – начала 70-х годов, однако именно в «нулевые» и последующие годы были упущены ключевые шансы: сначала регион в принципе не мог привлечь средства, а позже, в конце нулевых, инвестиции – и частные, и государственные – стали, скажем так, использоваться не совсем эффективно с точки зрения развития региона. Как принято говорить, размах был на рубль, а удар на копейку. Некоторые эксперты и журналисты связывают это с тем, что средства в значительной степени оседают в карманах тех, кто их обслуживает.
Псковская область остаётся регионом бюджетной сферы, а не экономической. Об этом неоднократно, не стесняясь, заявлял и сам губернатор, говоря, что наш бюджет социально ориентирован. В период тяжёлого экономического и политического кризиса «Псковская губерния» попыталась проанализировать инвестиционную политику региона последних 20 лет.
Жить на трансферты
Проект Дедовичского завода по переработке целлюлозы, разработанный при М. Кузнецове, начал строиться только в августе 2013 года, а первую партию выпустил лишь летом 2015-го. Фото: vluki.ru |
Псковская область ещё с середины ХХ века была весьма недооценённым ресурсом. Причин для этого было много: начиная с того, что основные силы государства на западе страны шли на Прибалтику, и продолжая тем, что положение Пскова между Москвой и Петербургом, вопреки логике, сыграло негативную роль: и человеческие, и финансовые ресурсы центробежной силой «разметало» по двум столицам. Закончить список можно тем, что в Псковской области не оказалось ни значительных природных ресурсов, которые в 80-е годы стали выходить на первый план, ни крупного производства, кроме развалившейся вместе с Советским Союзом «оборонки». Не оказалось и сильного влиятельного руководства, которое эту ситуацию могло бы переломить.
В 90-е годы при строительстве нового государства ситуация только ухудшилась: опять же из-за отсутствия сильного лобби в федеральном центре, да и потому, что российское руководство принялось помогать тем, кто реально может наполнять бюджет страны. От Псковской области в этом смысле можно было взять разве что «шерсти клок».
В 1996 году губернатором Псковской области становится Евгений Михайлов, первый и долгое время единственный глава региона от ЛДПР. Тогда, в 1996 году, в Псковской области губернаторские выборы выиграл депутат от «оппозиции», неожиданно не только для граждан Псковской области, но и во многом для себя самого. Незадолго до назначения из его уст прозвучала фраза: «Уверен, будущий губернатор обречен на решение сложнейших задач. Если ему не удастся их решить, то наша древняя земля встретит XXI век опустошённой». Реплика должна была свидетельствовать о том, что если он и не знает, как их решить, хотя бы понимает, что проблемы есть и надо их устранять.
Команда Михайлова, состоящая из доверенных лиц и особо отличившегося заместителя главы администрации Псковской области Михаила Гавунаса, в первый год определяет наиболее прибыльные сферы, вложение в которые из федерального бюджета смогло бы дать быстрый и большой доход: лён, торф, лес, рыба, лом черных и цветных металлов, водка. Об этом свидетельствует и программа губернатора «Реальный шанс». Очень быстро начинает работать ГУП «Псковалко», которым очень гордился Евгений Эдуардович, уверенный, что водочные акцизы смогут наполнить бюджет. В большей степени, правда, они наполняли карманы ЗАО «Псковпищепром» [ 2], хотя долгое время именно этот тандем был самым крупным налогоплательщиком в Псковской области.
Второй срок правления Михайлова был встречен уже с гораздо меньшим одобрением: избрали его всего 28% граждан – и то, как показало будущее, только потому, что на выборах был отменён второй тур. И вот губернатору выпадает второй шанс подтвердить свои ранее сказанные слова делом, однако и во второй срок основной центр инвестиций смещается к удовлетворению частных интересов. ГУП «Псковалко» скупает пакет акций ЗАО «Еврокерамика», куда в феврале 2000 года, оставив государственную службу, уходит Гавунас. Становясь директором, он предварительно подверг ОАО «Псковкерамика» банкротству и перевел её имущественный комплекс на базу своего ЗАО.
Все эти «многоходовочки» резко контрастируют с экономической нестабильностью региона, дотациями из федерального бюджета, отсутствием социально-экономической программы, ориентированной на стратегическое развитие. Сам губернатор и его команда за 8 лет нахождения у руля власти не выработали долгосрочной программы для улучшения экономической ситуации в области в целом и не смогли привлечь инвесторов, способных предоставить области долгосрочную перспективу. Самыми крупными инвестиционными проектами были на тот момент уже названные ЗАО «Псковпищепром», ЗАО «Еврокерамика», а также ООО «Протек» (Россия – Италия), ООО «Италформа» (Россия – Италия), ООО «Фабер-Луки» (Россия – Италия), ООО «Гдовский овощеконсервный комбинат» (Россия – Эстония). Были и предприятия со 100% иностранным участием: ООО «Промстройинжениринг» (Латвия), ООО «Скайвуд» (Эстония), ООО «Гостиница «Планета» (Латвия), ООО «Леском» (Эстония), ООО «Балтко» (Литва), ООО «Некс» (Финляндия).
Тем не менее были и подвижки: объем иностранных инвестиций, переживавший как спады, так и подъемы, изменился всего лишь на 0,1 млн долл. США. Частично это можно связать с дефолтом августа 1998 года, девальвацией рубля и, как следствие, кризисом ликвидности финансового рынка. Всё это сказалось и на инвестиционных планах большинства иностранных инвесторов. В 2001 году происходит становление российского сектора экономики, увеличивается доход от экспорта нефти и газа, что, соответственно, способствует увеличению экономической стабильности регионов. Но при этом доля «государственных денег» в экономике начинает увеличиваться, что снижает стимулы регионов для активизации инвестиционной политики. Жить, как показывает действительность, можно и на бюджетные трансферты.
Несмотря на публичные заявления, экономический блок администрации Михайлова по-прежнему остаётся достаточно слабым, особенно если сравнивать его с опытом регионов-конкурентов. Так, по информации «ПГ», ряд крупных инвесторов, ныне располагающихся в Новгородской области (в частности, завод по производству «Кока-колы» и жевательной резинки «Орбит»), первоначально планировали разместить свои предприятия на территории Псковского региона. Однако по тем или иным причинам консенсуса в переговорах найти не удалось. По словам тогдашнего круга инвесторов, руководство Псковской области с трудом представляло, что такое переговорный процесс на подобном уровне. Не исключено, что бизнес-круги, сложившиеся при руководстве Михаила Прусака и известные своей крепкой хваткой, просто перехватили проекты у мягкотелого руководства Псковской области.
Нелюбовь
В 2004 году победу на губернаторских выборах одерживает Михаил Кузнецов – опытный банкир и предприниматель. Почти сразу же принимаются одни из первых попыток улучшить инвестиционный климат в Псковском регионе. В администрации создаётся новая структура - отдел инвестиционной политики, принимается областная целевая программа «Улучшение инвестиционного климата Псковской области на 2004-2005 г.г.», был разработан и принят закон Псковской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», создан фонд «Агентство регионального развития Псковской области», рассчитанный на софинансирование со стороны иностранных партнёров.
Несмотря на большой потенциал, эта стратегия по многим причинам так и не заработала. Первая и, наверное, главная: Кузнецов не был и не стал любимцем федерального центра, который как раз в этот период практически выстроил пресловутую властную «вертикаль». Безусловно, он не получал такой федеральной поддержки, на какую рассчитывали его коллеги в других регионах.
Вторая причина малой эффективности в динамике привлечения инвесторов была в том, что основной момент оказался упущен – ключевые инвестиции прошли область стороной в конце 90-х – начале 2000-х. Это подтверждают и данные Росстата: общий приток иностранных инвестиций в область в промежуток 2004-2009 годов увеличился по сравнению с 1996-2004 годами более чем в четыре раза (чуть менее 30 млн долларов и 140,7 млн долларов соответственно), хотя общий уровень вложений до сих пор отличался небольшой величиной самих инвестиций. Конечно, во многом сказались «сытые» нулевые.
В годы своего руководства Кузнецов,пытается сделать ставку на инвестиционный потенциал, делая большой упор на промышленность: планируется строительство нефтеперерабатывающего завода в Великих Луках, комбината по производству целлюлозы в Дедовичах, завода по производству древесно-волокнистых плит средней плотности в Новосокольниках (его даже построили), завода по производству стеклотары непосредственно в Пскове, а так же ряд других, менее значимых проектов, предоставляющих общей численностью более 3800 рабочих мест.
Во многом благодаря этой стратегии за период с 2004 по 2009 год в сельское хозяйство и лесное хозяйство поступает 55,1 млн долл., что составляет 39% всех иностранных инвестиций в регион, основная часть вложений приходится на три последние года. На обрабатывающие производства приходится 22,3% иностранных инвестиций, на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 21,5%, операции с недвижимостью – 10,2%, доля других отраслей незначительна. Эти вложения структурно будут заметно отличаться от инвестиционного блока нынешнего губернатора Андрея Турчака ориентацией на реальный сектор экономики.
Более половины инвестиций, которые поступили в регион за промежуток 2004-2009 г.г., поступили из Латвии - 53,5%. Другие страны, такие как Германия и ближайший сосед Пскова Эстония, заметно отстают, инвестировав всего 14,4% и 4,6% соответственно. Понемногу инвестиции начинают затухать, так как географический диапазон инвесторов, в котором практически отсутствуют восточные высокоразвитые страны, не расширяется. Но наиболее разительно разница в инвестициях с этими странами выглядит именно сейчас…
Дмитрий ЗДОРНИКОВ
Продолжение об инвестициях времен руководства Михаила Кузнецова и Андрея Турчака – в следующем номере.
1. См.: Д. Камалягин. Евгений Ясин: «Бюрократия победила. Символом её победы стал Ходорковский»// «ПГ», № 30 (752) от 12-18 августа 2015 г.
2. См.: В. Чесноков. ЗАО «Псковская область» // «ПГ», № 19 (189) от 26 мая - 1 июня 2004 г.