В Пскове избавляются от одного из самых убыточных и загадочных муниципальных предприятий
МП «Псковская коммерческая палата» прекращает свое существование. Предприятие, которое было создано больше 20 лет назад с целью наполнять городскую казну, а также упорядочить работу муниципалитета с имеющимися активами и недвижимостью, на неделе превратилось в одну из самых убыточных организаций Пскова, погрязшую в долгах и судебных разбирательствах.
«Хорошие слова»
На мартовской сессии депутаты Псковской городской Думы единогласно приняли решение о ликвидации Коммерческой палаты г. Пскова. Фото: Пресс-служба Псковской городской Думы |
«Коллеги, послушайте наконец-то хорошие слова, - глава Пскова Иван Цецерский в ходе заседания гордумы анонсировал вопрос о ликвидации муниципального предприятия. - «Псковская коммерческая палата»... Притча во языцех... Ликвидация Псковской коммерческой палаты, кто за?»
За оказались все депутаты.
Таким образом, согласно федеральному законодательству, Псковская коммерческая палата прекратит свое существование в течение года. В состав ликвидационной комиссии вошли депутаты Валерий Петров и Евгений Самуйлов.
Это уже не первая попытка депутатов ликвидировать муниципальное предприятие. Осенью 2007 года они также пришли к аналогичному выводу. Тогда «процесс упраздниловки» МП, являющегося сомнительным наследием времён мэрства Михаила Хоронена, вообще носил детективный характер. Депутаты гордумы во главе с её председателем Яном Лузиным, занимавшим пост главы города, взломали двери Псковской коммерческой палаты и вынесли оттуда все финансово-хозяйственные документы и компьютерную технику. Позже народные избранники поясняли, что, по их мнению, это был единственный способ сохранить часть муниципального имущества, которое вот-вот должно было уйти из-под контроля городских властей [1].
Главным образом речь шла об акциях ЗАО «Телеком», которые приглянулись оппонентам действующего тогда губернатора Михаила Кузнецова. Акции информационного ресурса находились в ведении Коммерческой палаты, поэтому она и стала центром политического противостояния, которое в качестве приправы было сдобрено ухудшившимися отношениями действовавшего мэра Михаила Хоронена и областных властей.
С первой попытки избавиться от Коммерческой палаты не удалось. В ноябре 2007 года Арбитражный суд Псковской области вынес постановление о запрете на ликвидацию Коммерческой палаты, а также признал незаконным решение депутатов о создании ликвидационной комиссии. Однако та была создана и даже проработала несколько лет. Но лучше бы её не создавали.
Председателем ликвидационной комиссии был назначен Андрей Асадчий, через руки которого ушла приличная часть муниципальных средств. Например, господин Асадчий инициировал разработку рабочего проекта, дизайн-проекта и эскизного проекта административного здания с рестораном по адресу ул. Горького, 2. На это было потрачено свыше 7 миллионов рублей. И все бы ничего, если бы не одно «но». Акты выполненных работ Андрей Асадчий подписал в феврале 2010 года. При этом само здание было продано в частные руки 22 октября 2008 года. Город заплатил за ремонт частого здания семь с лишним миллионов рублей...
Так вот, Коммерческую палату не только не ликвидировали, но и более того, еще сильнее уплотнили, присоединив к ней часть других муниципальных предприятий, в частности МП «Светлана», отвечавшую за бытовые услуги для горожан.
Получилось, что вместо ликвидации убыточного предприятия оно пополнилось новыми активами, которые городские власти таким вот странным образом решили защитить от ухода из городской казны.
И вот в марте 2015 года депутаты вновь вернулись к вопросу ликвидации Псковской коммерческой палаты. Однако на этот раз процесс лишён политических отголосков. Первоочередной причиной стал длиннющий шлейф управленческих просчётов и коррупционных махинаций, который аукнулся городу многомиллионными потерями и ударом по имиджу властей.
Его пример - другим наука
Псковская коммерческая палата была создана в 1993 году. До 2000-х годов в перечень ее деятельности входило не только управление муниципальной собственностью, но и, например, выставочная деятельность, а также рекламно-издательская. Однако в 2000-х часть полномочий Коммерческой палаты была купирована и перешла под начало «Северо-западного центра социологии и маркетинга». Палата же сосредоточилась на работе с недвижимостью и полученной от неё прибылью.
Этой самой прибыли город не досчитался в существенном количестве. Псковская коммерческая палата заключала один за одним договоры аренды муниципальной собственности. Однако арендаторы накапливали долги. В 2008 году Псковской коммерческой палате» от администрации города были преданы в хозяйственное ведение 15 помещений. На тот момент две трети арендаторов палаты имели долги.
Но даже те деньги, которые палата получала от сданной в наем недвижимости, в городскую казну не поступали. Как арендодатель Коммерческая палата получала деньги на свой счет, а перечислять их городу впоследствии отказывалась. Председатель комитета городского хозяйства и муниципальной собственности Псковской гордумы Николай Соболь по этому поводу философски отмечал: «Можно было бы попытаться изъять имущество Коммерческой палаты, но так как оно передано ей в хозведение, забрать его нельзя по законодательству. Здесь возможно идти другими путями – реорганизовать или ликвидировать палату, но это делается, когда есть явное нарушение законодательства».
Муниципальное предприятие стало основным должником по арендной плате в бюджет. Городской комитет по управлению муниципальным имуществом подавал иски в суды о взыскании части дохода предприятия, не перечисленного в бюджет Пскова, но с юридической точки зрения, опираясь на Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, закон принимал сторону Коммерческой палаты.
При этом аудиторские проверки не раз выявляли массу иных нарушений со стороны Коммерческой палаты, доходило до того, что на бывшего гендиректора муниципального предприятия Михаила Семёнова было заведено уголовное дело в связи с фактами злоупотребления должностными полномочиями.
Экономическую необоснованность ряда расходов Коммерческой палаты тогда доказать не удалось. Зато позже прокуратура заинтересовалась деятельностью другого экс-директора предприятия Дмитрия Римшы. Было установлено, что тот брал деньги из кассы «под отчет» и даже играл за счет муниципальных средств на бирже. Для обкатки своих трейдинговых навыков господин Римша позаимствовал из кассы коммерческой палаты 1 млн рублей. На одной из сессий гордумы Иван Цецерский поименовал молодого экс-директора палаты «псковским Березовским».
Немудрено, что при таком менеджменте у Псковской коммерческой палаты накопились большие долги. Рассчитаться с ними муниципальное предприятие могло лишь за счёт продажи имеющейся недвижимости. Таким образом, город стал терять объекты недвижимости, которые уходили без всякого согласования с собственником.
Палата умудрялась терять свои активы даже опосредованно. Например, экс-председатель правления ТСЖ «Плехановский посад» Светлана Тарханова, по данным Генпрокуратуры, обманным путём продала гараж, принадлежащий муниципальному предприятию. За что была привлечена к уголовной ответственности в сентябре 2014 года.
Недвижимость уходила, как песок сквозь пальцы, а кредиторская задолженность Коммерческой палаты тем временем только росла.
В августе 2012 года долги муниципального предприятия перед кредиторами превышали 21,5 млн рублей. Латать дыры был призван новый гендиректор предприятия, которым стал Илья Комиссаров. Первым делом он стал вести работу с кредиторами, которых приходилось уговаривать не продавать долги третьим лицам, заинтересованным в банкротстве предприятия. Комиссаров стал единственным директором, который остановил рост долгов Коммерческой палаты: ему удалось сократить кредиторскую задолженность на 6 млн. Однако иски о взыскании средств с Коммерческой палаты уже были поставлены на конвейер. Никакой антикризисный менеджер при таких обстоятельствах директивно привнести качественные изменения уже не мог.
Не последний из могикан
Последнее судебное разбирательство в отношении Коммерческой палаты датировано февралем 2015 года и было связано с иском компании ООО «Визит», которая пыталась взыскать с предприятия более 15 млн рублей. Претензии касались договора с ООО «ДревСтройСервис» за выполнение научно-технических работ для Псковской коммерческой палаты на общую сумму 7,6 млн рублей. Остальная задолженность была предъявлена в качестве суммы процентов за несвоевременную оплату. Арбитражный суд Псковской области в итоге отказал в удовлетворении исковых требований к муниципальному предприятию. Вероятно, это было последнее разбирательство в отношении горе-предприятия.
Псковская коммерческая палата своим примером наглядно продемонстрировала финансовую несостоятельность муниципальных предприятий города, ряд которых также прозябает в долгах. Муниципалитет в очередной раз показал себя как плохой собственник – не говоря уже о том, что сама репутация палаты с точки зрения коррупции была совсем не идеальной. Компании, призванные структурировать работу муниципалитета в самых различных областях, вместо своих профильных функций почему-то больше были задействованы в эскалации дефицита городского бюджета.
Сколь долго это будет продолжаться, ответ дать могут только городские депутаты. Не исключено, что вслед за Коммерческой палатой кто-то из муниципальных предприятий тоже обзаведется своей ликвидационной комиссией.
Владимир КАПУСТИНСКИЙ
1. См.: М. Андреев. Ума палата // «ПГ», № 43 (362) от 7-13 ноября 2007 г.