Михаил Задорнов, пресс-конференция, 18 мая 2010 г., г. Псков. Фото: Андрей Степанов
Кажется, что при таком подходе, когда все европейцы – из-под Воронежа, «русским патриотам» позволено несколько больше, чем остальным. Так сказать, по праву происхождения. Для них все границы - прозрачные, особенно в районе Донбасса или Крыма.
Владимир Личутин (не путать с Михаилом Задорновым) недавно объяснил, в чём тут дело: «Египет - там наши предки. Или нынешняя святая еврейская земля. Это наши предки, которые ещё от Ноя, от поколения Иафета ушли туда, а потом уже сдвинулись в Европу. Везде русы-арии, куда ни кинь взгляд…»
Сын Александра Проханова Андрей Фефелов уточнил у Личутина: «То есть русский мир - это весь мир?» И Личутин радостно ответил: «Да».
Ответ этот можно расценивать по-разному. Какой-нибудь отчаянный космополит мог бы ответить то же самое, подразумевая мир без границ, всемирное братство и тому подобное. Но, учитывая взгляды Фефелова, Личутина, Задорнова и других, все эти рассказы про «русов-ариев», скорее, наводят на мысль о том, что «всё вокруг наше, колхозное…» Куда ни плюнь, всюду наши люди и наши земли. Почему бы их не навестить, предварительно нарядившись в камуфляжную форму?
«Кто такие татары? – рассуждает Личутин. - На самом деле это волжские булгары, боковое русо-славянское племя, взявшее ислам. А кто такие монголы? Откуда взялся белокурый голубоглазый Чингизхан? Кто такие монголы? Это вполне могут быть скифо-арии второго потока заселения, ушедшие из Двуречья на северный Алтай, а потом вернувшиеся в Русь».
Иначе говоря, когда Батый со своими войсками пришёл на Русь, то он всего лишь вернулся на Родину. И если мы теперь куда-нибудь отправляемся, в том числе на танках, то тоже «возвращаемся».
Подобные теории развязывают «патриотам» руки, по локоть испачканные чем-то красным.
Незадолго до концерта в мае 2010 года Михаил Задорнов нам деловито разъяснял: «Русские – это не национальность. Это войско ариев, и называлось оно - русы. Это было много тысяч лет назад, ещё до строительства пирамид… И слово «вирус» означает семя руссов. Его боялись южные народы. Коллайдер – это солнце на древнем языке, потому что всё круглое стало «около», «колодец», «кол»…»
Я бы назвал это каламбурной историей. То есть человек каламбурит, напирая на сходное звучание, играет словами, а потом делает какие-то глобальные исторические выводы. Это строго антинаучный подход.
«Дальний Восток, Украина, Дунай, Эльба, Балтика, Венеция, Троя, - в свою очередь перечисляет Личутин. - Ткни пальцем в Трою, оказалось, это русо-славяне, русо-арии, скифо-арии. И Сербия с белорусами - сябры и сербы — одно, читается всё совершенно одинаково…»
Личутину бы с концертами по российской провинции разъезжать – смешить народ.
До некоторых пор столь расширительное понимание русских и России выглядело больше чудачеством. Странные люди говорили о странных вещах. Хотели объять необъятное – наподобие того же Михаила Задорнова, который в какой-то момент устал сидеть перед нами на стуле и уселся прямо на пол, причём сделав шпагат. Его широкая русская душа разрывалась. И мешали ему разве что джинсы, о чём Задорнов нам тут же и сообщил.
Спустя несколько лет на шпагат пытаются посадить целую огромную страну. Но мешают те же американские джинсы.
С 2014 года высказывания о «русском мире» без границ просто безответственно воспринимать как неудачную шутку. С приходом на поле боя таких писателей, как Игорь Стрелков-Гиркин, «русский мир» заиграл новыми свежими красками. Часто это теперь цвет свежей крови. Не зря же Задорнов объяснял: «Эта энергия у наших людей – сумасшедшая. Поэтому нам так нравится красный цвет, Красная площадь…»
Недавно бывший министр обороны непризнанной ДНР Стрелков объяснил, чего же добиваются он и его единомышленники: «Я остаюсь приверженцем единой России. Киев - это русский город. Я хочу исторически справедливого восстановления России. Украина была, есть и будет частью России. Я мечтаю о том, что Россия вернётся в свои естественные границы, как минимум границы 1939 года».
И это опять возвращает нас к первоочередному вопросу: что же такое Россия?
Для Стрелкова такого вопроса, похоже, не существует. Он упоминает границы 1939 года, правда, не уточняя, какие границы имеются в виду – до присоединения балтийских республик или после присоединения. Но Средняя Азия, Казахстан, Кавказ, Украина, Белоруссия и Молдова для Стрелкова-Гиркина тоже Россия. Он так считает.
Для кого-то это может прозвучать кощунственно, но русские, на мой взгляд, это не войско ариев, а всё-таки национальность.
За последние сто с небольшим лет мы, русские, пережили (или не пережили) несколько революций, войн, распадов своего государства. Поэтому понятно желание каким-то образом «собрать последние силы». Но для чего эти силы потом понадобятся? Если для того, чтобы включить Киев или хотя бы Донецк в состав России, то это как раз и будет продолжение кровавого военно-революционого пути, разбросавшего русских по всему миру и расколовшего Российскую империю, а потом Советский Союз.
При этом очевидно, что никакой особой любви к своим нынешним соотечественникам отчаянные «патриоты» не испытывают. Скорее, они их презирают. Иначе бы не принимались в России такие законы. Иначе бы не издевались над её историей и культурой.
В тот приезд в Псков Михаил Задорнов не удержался от традиционного выпада против русских женщин, которых он увидел на улицах Пскова: «Инвалид на костылях грациознее ходит, чем это ваше бабьё на каблуках со стразами. Но их не здесь так много, как во Владивостоке. Там – все, а у вас - только некоторые экземпляры».
Кто-то из псковичек мог даже обидеться. И совершенно зря, потому что о западноевропейских женщинах Задорнов отозвался значительно резче: «В Юрмале на пляже я сразу вижу – где славянка идёт, а где – европейская женщина. Женщинами я их даже не хочу называть. Это непоцелуйчатые губы. Смотришь на европейскую женщину и понимаешь – была инквизиция. Ну, просто Чингачгук Большой Змей».
Замечательная логика. Он же только что, пять минут назад говорил о том, что все европейцы «из-под Воронежа». Выходит, и эта, с «непоцелуйчатыми губами», - тоже.
Однако прошло целых пять минут, и здесь подключается совсем другая логика, а старая отбрасывается за негодностью.
Ведь сам Путин вначале говорил, что при присоединении в Крым российские войска не вводились и возвращение осуществляли крымские энтузиасты. А потом стал говорить о том, что «мы никогда не скрывали», что вводили войска, которыми он лично руководил.
В годовщину «возвращения» Крыма по всей России, в том числе и в Пскове, прошли массовые акции-концерты. Самый масштабный был в Москве. Дмитрий Харатьян со сцены читал басню, в смысле стихотворение про то, что России Бог послал двух великих Владимиров: Красное Солнышко и Путина, а обыкновенные люди возле сцены рассуждали на тему, что же означает присоединение Крыма: «Славянские народы всегда были едины и будут едины! Всех присоединим – и белорусов, и украинцев, и поляков, и прибалтов».
Сомневающимся в том, что эстонцы, поляки или украинцы захотят присоединения, какой-то старик объяснял: «Кто их спрашивать будет? Всех присоединим - и белорусов, и поляков, и прибалтов…»
Людей, свысока смотрящих на соседей, с каждым днём в России становится всё больше.
Как сказал Владимир Личутин: «Вообще, где бы, в какую бы точку мировой земли вы ни ткнули пальцем, там везде - родина русского народа».
Здесь всё – как с прохановским «Священным холмом», построенным на бывшем колхозном поле под Изборском. Время от времени там устраиваются ритуалы приношения земли с присутствием руководителей Псковской области и федеральных чиновников вроде Владимира Мединского. Земли туда ссыпаются отовсюду – из Южной Осетии, Крыма… Проханов грозился, что туда будет положен лунный грунт. Русский лунный грунт.
Бывшие республики СССР не без помощи телевизионной пропаганды многими сегодня в России воспринимаются как заблудшие бедные родственники.
По схожей теме много раз высказывался любимый русский философ Владимира Путина – Иван Ильин [см.: А. Семёнов. Правый поворот; А. Семёнов. Игра в фашистов].
65 лет назад Ильин в эмиграции издал статью «Добрые соседи» России», где написал: «Чтобы наглядно вообразить Россию в состоянии этого длительного безумия, достаточно представить себе судьбу «самостийности Украины».
У Ивана Ильина всегда были специфические взгляды.
В русской культуре давно сложилась традиция не воспринимать всерьёз ту же Украину. Чаще всего это было на уровне анекдотов. Но бывало, что писались пространные статьи. В 1950 году, когда, казалось бы, обсуждение распада СССР было не очень актуально, Иван Ильин в эмиграции написал по поводу Украины: «Этому «государству» придётся, прежде всего, создать новую оборонительную линию от Овруча до Курска и далее через Харьков на Бахмут и Мариуполь. Соответственно, должны будут «ощетиниться» фронтом против Украины и Великороссия, и Донское Войско. Оба соседних государства будут знать, что Украина опирается на Германию и является её сателлитом…»
В те сталинские годы рассуждать о последствиях создания независимой Украины было делом неблагодарным. Другое дело – сейчас. Нынешние публицисты-«патриоты» высказываются почти слово в слово, как Иван Ильин. Для них по-прежнему нет никакой Украины. И это было бы полбеды, но заодно они размывают границы России. Тем самым они подрывают основы той России, в которой продолжают жить. Не выдуманной России. Не той России, которую мы теряли несколько раз за столетие, а настоящей, в смысле - сегодняшней.
При этом размываются не только государственные, но и нравственные границы. Ради ложного величия реваншистских идей вроде бы не грешно и соврать и, если потребуется, украсть, а то и убить.
Так когда-то поступало войско «ариев».