Статья опубликована в №8 (730) от 04 марта-10 марта 2015
Человек

Память и злопамятство

Пятнадцатая годовщина гибели шестой роты в Пскове получилась скомканной и с осадком горечи и непонимания
 Редакция 04 марта 2015, 10:02

В пятнадцатый раз первое марта для Пскова – это не первый день весны. Почему-то казалось, что именно в этот раз, когда страна фактически ведёт необъявленную войну, подвиги российских солдат и федеральные, и региональные власти будут преподносить по-особому. Так, как они это умеют. Да, в итоге так и случилось. Но «по-особому» не несло в себе позитивный смысл. Да, по-особому. Да, так, как они это умеют. Только к героям это имело всё меньше отношения.

1 марта. Черёха, Псковский район. Митинг памяти 6-й роты. Фото: Тимур Галимов

Одним из двух заметных мероприятий, посвящённых шестой роте, стал митинг в Черёхе у «Купола». Там собрались родственники погибших из более чем 30 регионов России, официальные гости и представители дивизии. Прибыл и глава ВДВ Владимир Шаманов. Других гостей федерального уровня не было. Да и бог с ними.

Однако само мероприятие превратилось в нечто странное: во-первых, многие родственники пожаловались на скомканность мероприятий, посвящённых круглой памятной дате. Но это было бы не так принципиально, если бы сначала на мемориальный митинг не заявилась одна из политических партий со своими знаменами, а потом неизвестные не устроили с ними потасовку.

1 марта. Черёха, Псковский район. Митинг памяти 6-й роты. Фото: Тимур Галимов

Остаток мероприятия прошёл на территории дивизии в закрытом режиме. Попасть туда могли только приглашённые и аккредитованные журналисты.

А аккредитовали не всех.

Не получил аккредитацию главный редактор газеты «Курьеръ» Олег Константинов – человек, который стал первым в России, кто сообщил о гибели шестой роты. «Если бы не Олег и не подтверждение со стороны тогдашнего губернатора Евгения Михайлова, то – поверьте мне – об этом подвиге никто бы и не узнал, - уверен участник Первой чеченской войны, журналист и писатель Юрий Алексеев. – Развели бы потери по дням, чтобы было не так заметно. И такого человека не аккредитовали?!»

27 февраля. Главный редактор «Курьера» Олег Константинов организовал выставку фоторабот, посвящённых псковским десантникам.

Да, не аккредитовали. Не пустили на памятную встречу. Без объяснения причин. «Безымянных» журналистов государственного медиахолдинга пустили, а Константинова – нет. «Для меня это стало полной неожиданностью, - вспоминает Олег. – Сказали только, что это решение принималось не здесь, не в Пскове. Я сказал, что тогда пройду как гражданин Пскова, на что мне ответили: и в таком виде вы не можете там появляться. Я уверен, что никому не дано право приватизировать память о шестой роте. Нельзя сдавать своих журналистов. Я никогда этой памятью не злоупотреблял, я это знаю».

В итоге один из главных героев истории о шестой роте, журналист, ездивший в Чечню, был не допущен на мемориальные мероприятия. Человек, который по горячим следам создал выставку фотографий псковских десантников, воевавших на Второй чеченской войне. Почти сразу после трагедии эта выставка побывала в Тарту, на военной родине Джохара Дудаева. «Да тебя там разорвут», - предостерегали меня тогда. Но, наоборот, выставка пользовалась большим успехом. В Пскове, правда, её никто так и не выставлял», - говорит главред «Курьера».

27 февраля. Открытие выставки фотографий Олега Константинова.

Но на днях, 27 февраля, эта выставка открылась в Псковском районе, в Писковичах. «Почему в Псковском районе, а не в Пскове? Не знаю. Ко мне обратились знакомые из краеведческого музея, и теперь фотографии будут там экспонироваться в течение месяца. А то, что не в Пскове – что ж, это вопросы к «мужам» города. Возможно, просто не слышали об этом никогда», - по-доброму оправдывает власти Олег Константинов.

Возможно. Возможно, не услышали бы и о шестой роте.

27 февраля. Открытие выставки фотографий Олега Константинова.

Но они на акцию памяти допущены. А журналист – нет. Да-да, на встречу приехал Владимир Шаманов. Именно у него в августе при установке памятника герою Первой мировой войны Олег Константинов взял безобидный комментарий по поводу присутствия российских десантников на Украине. И тогда Шаманов категорически заявил, что их там нет: "В нашей дсантно-штурмовой бригаде все живы и здоровы". Его слова растиражировали сотни СМИ.

Через несколько дней стало известно, что он соврал.

Неужели так запомнилось?

1 марта. Черёха, Псковский район. Митинг памяти 6-й роты. Фото: Тимур Галимов

И всё же непонятно, почему даже на траурных мероприятиях большие чины умудряются становиться главными действующими лицами. Непонятно. Ведь это день Памяти шестой роты, а не злопамятства генерала. Это день, который в Пскове не забудут. И не забудут тех, кто позволил эту память сохранить.

Вне зависимости от того, даёте ли вы им аккредитацию или нет.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.