Статья опубликована в №50 (722) от 24 декабря-31 декабря 2014
Культура

Не продешевите

Продажа «дома кузнеца» в Покровском углу может поставить крест на мечте создать там музей Всеволода Смирнова
 Елена ШИРЯЕВА 30 ноября 1999, 00:00

Продажа «дома кузнеца» в Покровском углу может поставить крест на мечте создать там музей Всеволода Смирнова

История с разрешением Псковской городской думы продать дом, где размещалась мастерская псковского реставратора, архитектора, художника, кузнеца Всеволода Смирнова, сейчас у многих псковичей рождает глубокое чувство вины. Ведь стоял этот дом по адресу ул. Карла Либкнехта, 16/2 (ныне Воеводы Шуйского), и все верили, что рано или поздно там будет музей памяти Всеволода Петровича. Вот-вот автономная некоммерческая организация «Покровский угол» найдет инвесторов для восстановления здания, появятся деньги. А музей и так почти готов, вплоть до плана экспозиции. С последнего «вот-вот» прошло шесть с половиной лет [1]. И столько же – с момента публикации в «Псковской губернии» интервью с вдовой Всеволода Смирнова — архитектором, художником Натальей Сергеевной Рахманиной [2].

В 2010 году в мастерской Всеволода Смирнова выковали новый прапор для Покровской башни. Фото: Лев Шлосберг

В августе 2008 года она открывала в Псковском музее-заповеднике выставку памяти мужа: «Кованый металл. Живопись (акварель). Реставрация памятников архитектуры». И так странно было после открытия, где столько хороших людей благодарно вспоминали о Всеволоде Петровиче, слышать от Натальи Рахманиной: «Я десять лет жизни потратила, борясь за этот музей. Всё бесполезно. Никому музеи у нас в стране вообще не нужны. Здесь музей Спегальского еле отстояли, а ведь Юрий Павлович – это явление, безусловно». Но всё равно тогда казалось: будет музей! Ну невозможно же, чтобы негде было сохранить память о человеке, воссоздавшем Покровский комплекс, реставрировавшем Псково-Печерский монастырь, создавшем памятник на могиле Неизвестного солдата в Пскове и мемориал памяти псковских партизан.

Дом по адресу ул. Воеводы Шуйского, 16/2 оставался последней надеждой. Он и для мастерской Смирнова в своё время стал последним пристанищем, после того как из звонницы храма Успенья с Пароменья выселили его кузницу. Уже в постсоветское время, когда храм был передан Русской православной церкви. Впрочем, сейчас переезд в Покровский угол кажется судьбой. Организация музея совсем рядом с восстановленной Смирновым Покровской башней, с церковью Рождества и Покрова Богородицы — что может быть логичнее? Устройство в этом доме и в этом месте вообще хостела или кафе типа «пиво-воды»?

Алтын и гроши

Это могло бы быть смешно, если бы жизнь не подвела нас вплотную именно ко второму варианту. Подвела через решение о продаже дома, о которой в первой половине 2014 года и речи не было.

Совершенно даже напротив. В феврале 2014 года депутаты Псковской городской думы согласовали передачу нежилого здания по ул. Воеводы Шуйского, 16/2, находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение городского парка культуры и отдыха имени А. С. Пушкина. Решение в чем-то правильно, раз уж у АНО «Покровский угол» возникли такие многолетние трудности с реализацией идеи музея. Правда, в то, что парк как новый «управленец» сам сможет отреставрировать здание, создать там музей (и летнее кафе), а потом на них зарабатывать, тоже верилось крайне слабо. То есть совсем не верилось – и правильно делалось. Потому что за следующие четыре месяца реализация этого проекта не продвинулась ни на шаг. Руководство парка даже не обратилось (видимо, не успело) к родственному окружению Всеволода Петровича Смирнова — хотя бы за консультацией по поводу экспозиции.

И всё же это была еще не беда. Тем более что летом 2014 года появились столь любимые всеми российскими чиновниками «поводы для острожного оптимизма». Ведь в начале июля глава Пскова Иван Цецерский провел рабочее совещание по судьбе дома, на котором, в частности, ознакомился с еще одним предложением инвестора (помимо «паркового»). Гостевой «Дом у Покровки» в лице своего представителя Дениса Шумакова представил проект приспособления дома: с музеем, кузницей, авторской чайной, методическим кабинетом для экскурсоводов. В ходе совещания представители администрации города сообщили, что есть и еще один инвестор, но называть его не стали.

Просто праздник какой-то, решили депутаты и чиновники: это же надо, сколько желающих вложиться в дом! А не объявить ли нам конкурс проектов? Согласились с тем, что это было бы «целесообразно». Но не объявили. И вообще перестали публично обсуждать будущее дома № 16/2 на ул. Воеводы Шуйского.

Более того, теперь, когда тем же участникам совещания хотя бы напоминают о единственном внятно прозвучавшем (музейном!) проекте «Дома у Покровки», они чуточку неуверенно отвечают следующее: «Нуууу, там такой проект: дайте нам этот дом, а мы что-нибудь сделаем».... Это при том, что и родная пресс-служба «ОМСУ МО г. Псков», и особенно — муниципальная газета «Псковские новости» о том летнем совещании рассказывали подробно и с удовольствием.

У «Псковских новостей» вообще чудесный репортаж «Не было ни гроша, да вдруг алтын» получился: с добротной исторической справкой — и о самом доме-памятнике регионального значения, и о многолетней истории «несоздания» музея Смирнова. О предложениях соседей «дома кузнеца» из «Дома у Покровки» тоже было написано подробно и интересно: «Согласно презентации, подготовленной представителем инвестора Денисом Шумаковым, территория, где сейчас стоит «Дом кузнеца», до XVII века принадлежала мужскому монастырю, насельники которого занимались в том числе кузнечными работами. В начале XX века в этом престижном районе, где проживали состоятельные люди, был возведён дом характерной жилой застройки. Он благополучно просуществовал до 1996 года, когда был передан Всеволоду Смирнову, вновь создавшему здесь кузницу. Так замкнулся очередной круг жизни и истории. Сегодня этот объект культурного наследия имеет запущенный вид. По замыслу инвестора, после проведения на объекте археологического исследования и ремонтно-восстановительных работ в здании предполагается расположить мемориальный музей В.П. Смирнова, кузнечную экспозицию его работ, авторскую чайную, методический кабинет для экскурсоводов и оборудованные по последнему слову сервиса туалеты для туристов. На прилегающей территории планируется разбить парковую зону, где будут размещены арт-объекты псковских «ковалей». Работы планируют завершить до 2018 года и потратить на них 20–24 миллиона рублей».

Всё процитированное выше похоже на «дайте дом бесплатно, а мы в нем что-нибудь сделаем»? И ведь даже не в «этом вашем интернете» написано, а в родной городским властям газете - топором не вырубишь!

Об обязательствах и гарантиях

Всеволод Смирнов в своей мастерской.

И вот после всех восторгов по поводу нашедшихся инвесторов (третий инвестор, напомним, остался неназванным, а первый в лице парка культуры и отдыха был нереальным) городская власть решила, что правильнее всего будет дом продать. И Псковская городская дума на 50-й сессии дала муниципальному предприятию города Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» согласие на совершение сделки по продаже этого здания.

Заметим, что те депутаты, которые голосовали «за», прекрасно знали, что делают. Они понимали, что, продавая дом частному лицу, они не смогут диктовать этому лицу, что ему размещать в приобретенном доме.

Лишь глава Пскова Иван Цецерский, который тоже голосовал за продажу, почему-то уверен в обратном. Хотя после последней дискуссии в администрации города Пскова по поводу «дома кузнеца» уже трудно сказать, в чем Иван Николаевич уверен. Дискуссия состоялась на прошлой неделе. И во многом потому, что глава Пскова страшно обиделся на поползшие в социальных сетях слухи об уже имеющемся покупателе, под которого домик и приготовили. Тем более что парк имел право продать дом напрямую, первому обратившемуся покупателю.

На прошлой неделе Иван Цецерский собрал представительное совещание, на котором разъяснял (главным образом прессе), что ничего тайного, непрозрачного, непубличного в процессе продажи дома не будет! Назовут все ценовые предложения! Всех претендентов на «дом кузнеца»! А гарантией сохранения дома станут охранные обязательства, которые сейчас готовятся государственным комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области. Разъяснения, что в охранные обязательства нельзя внести обязанность организации в доме музея, дали несколько неожиданный результат. Как-то сразу оказалось, что музей — дело тонкое, сложное... И пусть те, кому он нужен, выкупают здание и создают его там.

Покупают, а не просят в аренду! Потому что в желание арендатора вложить в здание 24 млн рублей глава Пскова НЕ ВЕ-РИТ. Так и произнес на совещании: раздельно, громко. Можно сказать, большими буквами.

И что же теперь? Ждать февраля? Ждать, когда инвестор откроет личико и на вопрос: «А что вы собираетесь сделать с этим зданием?» – деликатно ответит: «То, что захочу»? Ведь решение городской Думы выбора не оставляет.

Хорошая филиализация

Из мастерской Смирнова уже практически выселили последнего кузнеца — Владимира Салова. На сборы дали время до января. Кстати, для многих псковичей это может оказаться новостью, но кузница Смирнова до сих пор может работать. В 2010 году именно здесь выковали новый прапор для Покровской башни. Прежний, который выковал еще Всеволод Петрович Смирнов (как и другие прапоры над псковскими башнями), украшал башню 33 года. Он пострадал в пожаре 1995 года, но хранился в Псковском музее-заповеднике, однако установить его над Покровкой уже не представлялось возможным. Но были точные обмеры, проект самого Всеволода Петровича, знание технологии его работы — ведь за восстановление этого прапора (первого из тех, что создал Всеволод Смирнов для псковских башен) взялся сын мастера - Дмитрий Смирнов. Он и Игорь Осипов выковали покровский прапор в полуподвале дома на улице Воеводы Шуйского.

«В том помещении и сейчас можно работать, хоть там и сыро, и весной заливает. Но мы уже всё практически оттуда вывезли», - сообщил нам Дмитрий Всеволодович Смирнов. Всю историю до сих пор не состоявшегося музея он знает, наверное, лучше всех. «Нет, на самом деле кое-что и я стал забывать, ведь почти 20 лет всё это длится. Могу сказать одно: план дома, план его реконструкции, проект музеефикации, сметы, в общем, все документы, которые мы когда-то с друзьями готовили для создания там музея, – всё это у меня сохранилось. Я только смету передавал, но сейчас не могу вспомнить — в областной комитет по культуре или в городское управление культуры? Ведь столько лет прошло... А так — две большие папки храню. И часть материалов (в том числе фотоматериалов) для экспозиции тоже храню. Весь вопрос был в состоянии дома: стены там еще более-менее, но все перекрытия надо укреплять. И вообще, работы много, тем более что при начале реконструкции всегда может открыться что-то неожиданное и требующее еще больших средств», - рассказывает Дмитрий Всеволодович.

Наверное, если бы он еще раз обратился к городским властям с просьбой об устройстве музея, ему бы предложили выкупить мастерскую отца. А что такого? Кому надо, тот пусть и покупает, и делает... Но в том-то и дело, что это не Дмитрию Всеволодовичу Смирнову надо. И не Наталье Сергеевне Рахманиной. Они Всеволода Смирнова и так помнят — каждый день, каждую минуту. В отличие от нас.

Газета «Псковские новости», кстати, напомнила в том своем репортаже, что решение о создании музея Смирнова как филиала Псковского музея-заповедника было принято еще в 1996-м году. Под это решение тогда и первые укрепительные работы проводились. Почему теперь не вернуться к этому решению? Глава Пскова под занавес той встречи, на котором обещал продать дом открыто, как-то между делом заметил: а что, в Псковский музей нельзя сдать экспонаты, там что-то организовать? Как будто Иван Цецерский не в курсе (хотя, может, и не в курсе): у музея нет не только лишних выставочных площадей, но даже необходимых! Строительство музейного фондохранилища, о котором столько стали говорить во время первого губернаторского срока Андрея Турчака, еще в 2012 году было перенесено на 2015-й год. Перспективы наступающего года сейчас ясны настолько, что новое музейное строительство там даже присниться не может. Зато, возможно, кому-то снится покупка дома в туристически привлекательном месте. Тем более муниципалитет не в у.е. расчет ведет, так что покупать у него сейчас очень выгодно.

А вот продавать — невыгодно. Можно здорово продешевить.

Елена ШИРЯЕВА

 

1. См.: Е. Ширяева. «Если что-то затягивается – значит, не просто так» // «ПГ», № 33 (402) от 20-26 августа 2008 г.

2. См.: Е. Ширяева. Человек эпохи Возрождения // «ПГ», № 33 (402) от 20-26 августа 2008 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.