На рассмотрение научно-методического совета 4 июня был вынесен «Визуально-ландшафтный и высотный анализ схемы фотофиксации квартала № 60:27:110109, расположенного в границах черты г.Пскова, ул. Алексея Алехина и ул. Технической», разработанный ГИП ООО «Проект». От имени заказчика будущего строительства выступает Роман Александров (по данным ЕГРЮЛ, генеральный директор ООО «Псковская реставрационная мастерская №1» и директор ООО «БРАНД»).
В СМИ этот квартал уже стал известен как «16-этажные пластины» - термин ввел в оборот псковский архитектор Владимир Шуляковский через сообщение в группе «Защитим исторический Псков» в «Фейсбуке». Действительно, на предыдущее заседание методсовета проектировщики представили эскиз многоподъездного жилого дома высотой 54 метра. Покинув совет без согласования, но с пожеланием снизить высотность и «поиграть с силуэтностью» (то есть уйти от монолитной линии застройки), заявитель на новое заседание представил несколько альтернативных вариантов планировки: ступенчатая линия фасада с высотным акцентом в 54 м, 52 м или 40 м.
Визуальный анализ, выполненный со всех основных смотровых площадок Пскова (с Ольгинского моста, через Нижние решетки в устье Псковы, с Власьевской башни) показал, что любые варианты в 54 м неприемлемы. Попадая в зрительный коридор Псковского кремля, такой высоты здания встали бы в один рост со скандальным «окурком» (16-этажным домом на Ижорского батальона, 15), незаконно построенным ОАО «ЖБИ-1», а также тремя 18-этажными высотками на ул. Алехина, 26, 28 и 30 от того же застройщика. Очевидно, что такой вариант не нужен и самому заказчику, поскольку именно печальный опыт Игоря Полякова, чье имя стало синонимом градостроительного хамства, вынудил его обратиться за консультацией в комитет по охране культурного наследия.
Коллаж, размещенный Владимиром Шуляковским в группе «Защитим исторический Псков» в социальной сети Facebook.
Только понижение высотности до 40 метров «усаживает» новостройки за линию уже воплощенных градостроительных ошибок. Однако тут возникает другая проблема: из-за сплошной застройки поднимается вся линия горизонта, а значит, визуально уменьшается Псковский кремль. Архитектор Лариса Нуколова подготовила наглядные иллюстрации, показав, как силуэт запланированного микрорайона в Овсищах «съедает» небесное пространство в устье Псковы, между Плоской и Высокой башнями, делая ниже, незначительнее главный псковский памятник, Кремль. «Если мы остаемся верны историческому Пскову, то нам надо по высотности уходить ниже», - подчеркнула Лариса Александровна.
«Мы с вами исходим из того, что современный город непременно будет расти и что наверняка это будет высотная застройка», - сформулировала задачу председатель комитета Елена Яковлева. По градостроительным регламентам, разрешенная высота застройки в Овсищах – 17 метров. Это высота пятиэтажного дома, то есть прошлый век строительства, и понятно, что каждый раз представители стройбизнеса будут обращаться за разрешением на отклонение от предельных высотных параметров (Поляков, правда, сделал это, уже достроив 16 этажей). В том районе давным-давно стоят и девятиэтажки – их высота 30 метров, но они совершенно не влияют на визуальные коридоры исторического Пскова, потом что полностью поглощаются перспективой, объяснила искусствовед, председатель Псковского ВООПИиК Ирина Голубева.
Сольются с линией горизонта и 36 метров, то есть 12 этажей. Точечное превышение еще в два этажа может подчеркнуть волнистую линию горизонта, заданную Ваулиными горами. «Все, что выше, уже начинает торчать над горизонтом. Поэтому 36 метров от уровня земли, не от нуля – оно дает нейтралитет, оно не портит. Но новой ситуации это не создает. Если разрабатывать эту территорию, то можно вписывать нейтральные элементы, а не диссонирующие», - подчеркнула Ирина Голубева.
Она напомнила, что ровно такие же рекомендации были выданы в свое время ЖБИ-1 – и полностью проигнорированы. Результат – торчащий между Плоской и Высокой башнями дом с пропорциями почти до фильтра докуренной сигареты.
Искусствовед Игорь Лагунин обратил внимание на еще одну проблему: новая застройка уничтожила панораму исторического города Псков со стороны горы Соколихи, от памятника Александру Невскому: «О каком кластере мы тогда говорим, если вид с одной из важнейших видовых точек мы просто добиваем этой застройкой?» Ландшафтный анализ показывает, что новая застройка почти полностью заслоняет купола Троицкого собора, убивая визуальные связи древнего Пскова. Ирония в том, что выкупленные под застройку земельные участки, бывший частный сектор, располагаются на одной линии между Кремлем и Соколихой. Неуклюжая застройка может испортить вид как с той, так и с другой стороны. Не говоря уже о том, что новое строительство [пока вслепую] формирует фасад Пскова, определяя первое туристское впечатление от города.
В этот момент стало понятно, что методсовет подходит к границам своей компетенции. «Группа людей, специалисты в области охраны памятников, сейчас безуспешно бьётся над проблемой, которой должны заниматься совсем другие специалисты – по градостроительству», - сформулировал архитектор Александр Богаткин. Силуэт города, его панорамы, формирование фасада современной застройки – это не задача научно-методического совета при органе охраны памятников. Это задача, которая решается через разработку детальных планировок (следующих шаг в разработке градостроительной документации после утверждения Генплана и ПЗЗ), и заниматься этим должна служба главного архитектора города. Исторические панорамы могут стать предметом заботы органа охраны – но только после того, как Псков получит статус исторического поселения и будут утверждены его границы и предмет охраны. Такая задача есть, только денег на неё нет, сообщили сотрудники Госкомитета.
Но ни главного архитектора, ни детальных планировок микрорайонов, ни утвержденного предмета охраны исторического поселения «Город Псков» на сегодняшний день не существует. В этих условиях любые точечные решения по новой застройке превращаются в поиск более-менее приемлемого компромисса, в попытку «не навредить» вместо желаемого развития города. Развития, которое происходит прежде всего через новое строительство силами частных инвесторов.
«Мы здесь встали в тупик. Мы и заказчика не хотим подставить, с одной стороны, но с другой стороны, для нас приоритетен город», - обозначила дилемму Лариса Нуколова.
В таких условиях члены научно-методического совета, подтвердив приверженность принципам перфекционизма, не стали утверждать ни один из предложенных на рассмотрение вариантов планировки. Заявителю сообщат, что окончательное решение будет принято по результатам рабочего совещания с администрациями города и региона. Госкомитет собирается инициировать такое совещание и провести его не позднее 26 июня. Темой для обсуждения станет проект детальной планировки городской застройки и мероприятия по разработке границ и предмета охраны исторического поселения.
Отметим, что не далее как 30 мая в ходе своего отчета перед депутатами Псковской городской Думы глава администрации города Игорь Калашников обозначил примерно ту же задачу. «Мы по Ижорского батальона заказали планировку всего квартала, чтобы понять, каким должен быть микрорайон для тех, кто его застраивает. Хотим комплексно к концу года сделать этот план, и он будет первой ласточкой, которую мы потом примем за основу», - говорил Игорь Викторович, отвечая на вопрос о проблемах с точечной застройкой.
Понятно, что сити-менеджер, говоря о планировке квартала, имел в виду прежде всего социальную инфраструктуру (детсады, магазины, парковки). Для органа охраны памятников важен облик исторического города, то есть формирование красивого силуэта застройки, не диссонирующего с исторической средой. Сочетание двух задач – красота плюс комфорт – это уже настоящая урбанистика, которой в Пскове давным-давно никто по-настоящему не занимался.