Статья опубликована в №45 (667) от 20 ноября-26 ноября 2013
Культура

Сохрани это чувство

Всегда есть надежда на то, что джазовая провинция ненадолго превратится в столицу
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 30 ноября 1999, 00:00

Всегда есть надежда на то, что джазовая провинция ненадолго превратится в столицу

«Покупайте картины Билла Эванса, - саксофонист Николай Винцкевич стоял в вестибюле Псковской областной филармонии и занимался распространением изобразительного творчества американского саксофониста. – Всего тысяча рублей. Где еще вы купите их, да еще за такие деньги? В Японии их покупали за триста долларов».

«Лучше обратите внимание на картины»

Bill Evans Original Artwork. Sax on The Street 3.

Картины, а точнее рисунки Билла Эванса слегка напоминают обложку альбома Майлса Дэвиса «Star People» 1983 года: такие же оптимистичные и слегка сумасшедшие музыкальные зарисовки. Цветные пляшущие человечки на тонких ножках, и множество музыкальных инструментов – саксофонов, гитар, скрипок…

И это не удивительно. Билл Эванс принимал участие в записи того самого альбома «Star People» - как и в записи предыдущего и последующего альбомов трубача Майлса Дэвиса.

В 80-е годы Билл Эванс вообще был чрезвычайно востребован.

Когда он ушел от Майлса Дэвиса, то оказался в восстановленном Mahavishnu Orchestra, в альбоме 1984 года развернувшись на полную мощь и оставив в тени Джона Маклафлина.

В 1987 году Эванс принял участие в записи альбома «Primitive Cool» Мика Джаггера (того, конечно, затмить было немыслимо).

Нельзя сказать, что за тридцать лет что-то принципиально изменилось. Альбомы выходят один за другим. Музыкальные пути Эванса за это время пересекались с Карлосом Сантаной, Иэном Андерсоном (Jethro Tull), Вилли Нельсоном, Хэрби Хэнкоком, Дейвом Грузиным, Энди Саммерсом (The Police), Джоном Скофилдом, Рэнди Брекером…

Билл Эванс – экспериментатор, поэтому только одним определением «джазмен» здесь отделаться трудно. Так же, как ему трудно совсем отойти от клавишных, с которых он начинал в детстве. В Пскове он тоже к клавишам то и дело прикасался.

Bill Evans Original Artwork. Sax Tree (таким образом, по всей видимости, Билл Эванс видит музыку фьюжн).

Не каждый любитель джаза сегодня вообще осмелится Эванса назвать джазменом. Тем более что был другой Билл Эванс – легендарный джазовый пианист.

Нынешний Билл Эванс – человек совсем другого поколения и другого инструмента. Но на псковском концерте, состоявшемся 13 ноября 2013 года, Эванса тоже называли легендарным.

Пожалуй, это легкое преувеличение. Однако музыкальных заслуг у Эванса действительно множество.

Когда 33 года назад Майлс Дэвис позвонил Биллу Эвансу домой и пригласил в свою группу, джаз уже давно при непосредственном участии Дэвиса вступил в активное взаимодействие со смежными жанрами. Так что Билл Эванс-саксофонист с самого начала то и дело переходил общепризнанные границы.

Возможно, джаз вышел за рамки уже в момент своего создания, сто с лишним лет назад. Поэтому и жив до сих пор.

О том, до какой точки он дошел, можно было увидеть и услышать в Большом концертном зале Псковской областной филармонии во время концерта фестиваля «Джазовая провинция», после которого Николай Винцкевич продавал рисунки Билла Эванса.

Точка (вернее, многоточие) называется soulgrass - по названию нынешней группы Эванса Soulgrass.

Есть блюграсс, есть соул, а теперь есть soulgrass. Рядом с Николаем Винцкевичем возле большого зеркала стоял Билл Эванс, подписывая диски, буклеты и билеты. Но псковичи на рисунки не слишком обращали внимание.

«Альбом вы найдете в iTunes, - убеждал Николай Винцкевич. – Лучше обратите внимание на картины».

Здесь же, слившись с толпой зрителей, скромно стояли и сидели другие заокеанские участники концерта.

«Если даже не понравится, вы будете знать, какую музыку вам не нужно слушать»

Vintskevich-Taylor Quartet. Фото: ПАИ

Международный фестиваль «Джазовая провинция» имеет солидную историю. Нынешний фестиваль – восемнадцатый.

Правда, до Пскова джазовые музыканты под предводительством пианиста Леонида Винцкевича доезжали значительно реже. Самый многочисленный джазовый десант высадился в Пскове осенью 2005 года.

Осенью 2012 года фестиваль «Джазовая провинция» снова добрался до Пскова. [ 1]

В конце прошлогоднего выступления Леонид Винцкевич пообещал, что ждать еще семь лет не придется.

Нынешний концерт получился максимально американским по составу.

В первом отделении на сцене был Vintskevich-Taylor Quartet: Леонид Винцкевич (клавишные), Джоэл Тейлор (ударные), Николай Винцкевич (саксофон) и Кип Рид (бас-гитара).

Леонид Винцкевич предупредил, что во втором отделении на сцену выйдет лауреат премии «Грэмми», на что Николай Винцкевич заметил: свои лауреаты имеются и в первом отделении.

Действительно, альбом, записанный с Нэнси Уилсон при участии басиста Vintskevich-Taylor Quartet Кипа Рида, в 2007 году «Грэмми» тоже получил.

Леонид Винцкевич еще раз объяснил происхождение названия фестиваля: «Столица джаза – Нью-Йорк, все остальное – джазовая провинция». Однако всегда имеется надежда на то, что провинция ненадолго превратится в столицу. Хотя бы на час-другой.

«Если даже не понравится, вы будете знать, какую музыку вам не нужно слушать», - произнес Леонид Винцкевич и сел за клавиши.

Одну из безымянных пока композиций, сыгранных в этот вечер, Леонид Винцкевич предложил зрителям назвать самим.

Хорошо, пусть она называется «Из-за угла». Потому что временами звучит вкрадчиво (особенно бас и клавишные), но иногда в композиции происходят внезапные перемены, как будто кто-то выскакивает из-за угла. Так что «Из-за угла». Впрочем, неважно.

Еще одна композиция авторства Николая Винцкевича называлась «Сохрани это чувство», и название уже имело значение. Без сильных чувств здесь не обойтись: без чувства ритма, без чувства свободы, без чувства юмора, наконец.

Vintskevich-Taylor Quartet - коллектив наполовину американский. Но звучит он, несмотря на сильную американскую ритм-группу, по-европейски. И не только в связи с обращениями к русскому фольклору, но и благодаря влиянию фортепианной классики.

Когда Vintskevich-Taylor Quartet добрался до джазового сплава с фольклором, Леонид Винцкевич пересел за филармонический рояль Steinway, а Джоэл Тейлор взял в руки самые массивные палочки.

А самой ударной стала композиция «Singularity» из одноименного альбома.

Второе отделение было чисто американским.

Билл Эванс.

Soulgrass в нынешнем виде - это Дэйв Андерсон (бас-гитара), Митч Стейн (гитара, вокал), Джош Дион (вокал, ударные), Райан Кавано (банджо) и Билл Эванс (саксофоны, клавишные, вокал).

Запевала в Soulgrass - Джош Дион. Его вокал основной, но не единственный. Поют здесь почти все. Только Райан Кавано сосредоточился на электрическом банджо.

Стиль Soulgrass Билл Эванс назвал одним словом. Одним, но зато каким: «американа-встречается-с-соулом-который-встретился-с-джазом». «Американа» - это то, что иногда называют «альтернативным кантри».

Отсюда неизбежное банджо.

В Пскове Soulgrass играл в основном композиции из последнего на данный момент альбома Dragonfly («Стрекоза»), завершив основную часть выступления тем, чем Dragonfly начинается композицией Madman.

Джазовые импровизации врываются периодически. Билл Эванс дает возможность высказаться всем музыкантам. В остальном же преобладают альтернативное кантри и вполне мейнстримный рок родом из начала восьмидесятых.

Все это по привычке называют емким словом «фьюжн» (сплав).

Райан Кавано, Билл Эванс и Митч Стейн.

Учитывая то, что это сплав, важно, чтобы в нем не было случайных примесей. Сплавы бывают литыми и порошковыми. Здесь, наверное, сплав был порошковый, подогретый при высокой температуре, которую гарантирует Билл Эванс со своими саксофонами.

К примеру, композиция Kings and Queens по структуре совсем в духе Джей Джей Кейла. Но музыканты ее по-своему раскрашивают.

Раз Soulgrass обратился к стрекозе (она всюду – на обложке альбома, на сувенирных бейсболках), то музыкантам у слушателей надо было вызвать чувство полета. В программе Dragonfly стрекоза явно не из гербария, а живая, хотя и на любителя.

Леонид Винцкевич намекал на то, что зрителям можно танцевать. Однако в филармоническом зале это не принято.

И все же публика не выдержала и вскочила на ноги, когда начался джем-сейшн с участием всех участников концерта. Ведь невозможно же бесконечно сидеть и ждать, пока Псков превратится в столицу чего-нибудь.

Алексей СЕМЕНОВ

 

1 См.: А. Семёнов. Русско-американский орнамент // «ПГ», № 45 (617) от 21-27 ноября 2012 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.