Статья опубликована в №45 (667) от 20 ноября-26 ноября 2013
Колонки

О региональном операторе Общественной палатой

 Лев ШЛОСБЕРГ 30 ноября 1999, 00:00

На прошедшей 29 октября сессии Псковского областного Собрания депутатов был отклонен проект закона области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Псковской области» [1]. Проект вносил губернатор и, согласно регламенту Псковского областного Собрания, он в течение шести месяцев не вправе внести такой же законопроект. Случай не первый, в таких ситуациях всегда находится другой «удобный» субъект законодательной инициативы. Но в этот раз произошло нечто новое: внести в Собрание повторно отвергнутый проект закона на чрезвычайно болезненную для людей тему предложили Общественной палате Псковской области.

Общественная палата получила право законодательной инициативы на той же сессии областного Собрания. Едва ли это было сделано «в предчувствии» провала проекта областного закона о капитальном ремонте домов. Но кому-то пришло в голову воспользоваться Общественной палатой (представителями общества!) в ее новом статусе для того, чтобы внести в региональный парламент заведомо критично воспринимаемый в обществе законопроект.

Никакого рационального смысла в этом действии нет. Строго формально, неважно, кто выступает субъектом законодательной инициативы – вопрос только в предмете. А предмет – горячие угли.

Правом законодательной инициативы обладают депутаты областного Собрания (все 44), комитеты областного Собрания (все 4).

Никто из них не стал подписываться под этим проектом, хотя в составе Собрания есть депутаты, готовые подписаться под чем угодно.

На проект до сих пор нет заключения правового управления областного Собрания. Но на такие мелочи просто не обратили внимание. В аппарате Общественной палаты нет юридического отдела, да и никакого другого отдела нет, кроме секретаря.

Общественную палату решили использовать как торпеду, с помощью которой в областное Собрание депутатов будет с помпой доставлен проект закона, который предусматривает обязательные ежемесячные платежи всех жителей многоквартирных домов в специальный фонд, контролировать который общество будет не в состоянии.

Аналогичные проекты региональных законов вызвали сейчас протесты общества и многочисленные возражения специалистов по всей стране. Вместо того чтобы тщательно изучить эти возражения, обобщить профессионально подготовленные поправки и максимально адаптировать проект закона к условиям Псковской области, администрация области решила без особых изысков мысли настоять на своем: внести закон в Собрание в намеренно неизменном виде через своего рода черный ход, не прислушиваясь ни к чему, кроме собственных амбиций. Задача – проломить, пробить, продавить.

Между тем закон создает в Псковской области (как и в других регионах) абсолютного регионального монополиста в сфере капитального ремонта домов. Ему достанутся ВСЕ деньги. Вопрос об ответственности государства за исчезнувшие средства на капитальный ремонт снимается с повестки дня и заливается деньгами сотен тысяч людей – тех самых, которые уже платили за капитальный ремонт и в большинстве своем не получили его.

Монополизм очень опасен, он разрушает основу экономики – конкуренцию. Для экономически слабых регионов монополизм губителен.

Цены на услуги и работы по капитальному ремонту домов начнут формироваться «сверху», под заказ. В такой ситуации неизбежна коррупция.

Обязательный для всех жителей области тариф на капитальный ремонт домов будет утверждать администрация области. Первые опубликованные расчеты (по 7,22 руб. за один кв. метр общей площади) в месяц чрезвычайно встревожили (если не сказать резче) тысячи людей.

При этом денег всех жителей области не хватит на ремонт всех почти 18 тысяч многоквартирных жилых домов Псковской области. Число объектов, требующих в перспективе капитального ремонта, будет расти по мере нового строительства. 

Предполагаемый в законе региональный оператор капитального ремонта – это по существу крышуемое государством МММ в сфере ЖКХ. Это снежный ком платежей, когда первым из тысяч очередников (к слову, как будет определяться очередь протяженностью в тысячи домов?) достанутся деньги всех, а следующим не достанется ничего – ни денег, ни капремонта. Это организация, девизом которой будут слова «платите деньги сегодня - ремонт будет завтра или послезавтра». Но - платите, вплоть до суда и судебных приставов.

Капитальный ремонт многоквартирных домов невозможен без участия бюджета. В экономически слабых регионах этих ресурсов нет, надежда только на федеральный бюджет, который также не покроет всех потребностей.

Сбор в таком положении в обязательном порядке денег в общий котел – это создание ситуации, когда одни люди платят за других, сами того не желая.

Сбор денег на капитальный ремонт может быть только целевым – на ремонт конкретного дома, жильцы которого принимают решение о ремонте. Но для этого не нужен государственный фонд со штатным расписанием в более чем 30 человек и ежегодными бюджетными тратами более 10 млн руб.

К этому закону должно быть принято 13 постановлений администрации области – но уже без участия депутатов и общественников. Проектов этих постановлений ни депутаты, ни общество не видели. И до принятия не увидят.

Несмотря на все это, администрация Псковской области решила бросить Общественную палату Псковской области в топку борьбы с несогласными депутатами. На деле – в топку войны с гражданами, которые справедливо опасаются и за свои личные деньги, и за капитальный ремонт своих домов.

Какого-никакого, но выразителя интересов общества – Общественную палату Псковской области, не скрываясь, выставили в роли инициатора закона, который не принимается большинством общества как противоречащий его интересам, отторгается им.

Многие члены Общественной палаты, создалось впечатление, увидели проект закона только на заседании и его просто не читали. Этим они не сильно отличаются от части депутатов областного Собрания, которые не привыкли читать то, за что голосуют.

Но члены Общественной палаты призваны в первую очередь осуществлять общественный контроль за деятельностью властей, в том числе законодательной власти.

На деле получилось, что не Общественная палата контролирует, а Общественную палату контролируют. Все наизнанку, все наоборот.

Так для чего эта Общественная палата создавалась, разве не для таких «инициатив»? – спросите вы.

Конечно, для таких.

Но после этого – даже когда это действительно потребуется – защищать с ее помощью общественные интересы и даже просто говорить о них будет очень трудно, практически невозможно.

Лев ШЛОСБЕРГ

 

1 См: К. Минаев. Риски капитального ремонта // «ПГ», № 44 (666) от 13-19 ноября 2013 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.