XVII Международный фестиваль «Джазовая провинция» представил публике «русские узоры» в своеобразной американской оправе, настоящий джаз без границ
В предыдущий раз участники Международного фестиваля «Джазовая провинция» во главе с пианистом Леонидом Винцкевичем приезжали в Псков осенью 2005 года. Тогда это вызвало столпотворение. На пресс-конференцию в Псковскую областную филармонию журналистов пришло столько, что музыкантам некуда было сесть. Басист Леонидас Шинкаренко и саксофонист Николай Винцкевич целый час просидели на одном стуле.
Саксофонист Николай Винцкевич за полтора месяца выступил в Пскове дважды. |
Спустя семь лет все было значительно скромнее. Общения с журналистами вообще не предусматривалось. Свободных стульев и кресел было сколько угодно. Зал филармонии на концерте, состоявшемся 13 ноября 2012 года, заполнился только наполовину. Хотя уровень музыкантов был ничуть не ниже, чем в прошлый раз.
Самым знакомым оказался, конечно же, Николай Винцкевич. Полтора месяца назад он выступал на этой же сцене как участник фестиваля «Crescendo» – вместе с братьями Ивановыми и симфоническим оркестром Псковской областной филармонии. Тогда звучал симфо-джаз.
На этот раз в филармонии, если можно так выразиться, звучал анти-симфо-джаз, но на правом краю сцены в центре внимания по-прежнему находился Nick Vintskevich, в смысле – Николай Винцкевич со своими двумя саксофонами.
Отец Николая Винцкевича, руководитель «Джазовой провинции» Леонид Винцкевич, перед тем, как начать концерт, сказал, что псковское выступление обязательно музыкантам запомнится – по той причине, что будет последним в месячном турне.
Псковичам оно тоже должно запомниться, и – прежде всего – числом оригинальных композиций. Причем автор большинства из них был – тут же, на сцене, – Винцкевич-младший.
В России барабанщик Джоэль Тейлор потерял более десяти подушек. |
Джазовые стандарты в этот вечер решили не тревожить, начав издалека – с Солт-Лейк-Сити. Там живет саксофонист Пеп Петтерс. Ему была посвящена первая композиция «Дом Пепа», сыгранная на псковском концерте.
Леонид Винцкевич объяснил, чем так примечателен дом Пепа Петтерса. Первый этаж его дома представляет собой огромную джазовую библиотеку и фонотеку. Когда Леонид Винцкевич попал в нее впервые, то был ошеломлен.
Но долго в «американском доме» во время концерта российский пианист и трое его партнеров задерживаться не стали и перешли к «Русскому орнаменту», то есть к композиции с таким названием, символизирующей чернозёмную полосу России.
Орнамент-то был русский, но за всю ударно-басовую часть в первом отделении отвечали американцы – Джоэль Тейлор (ударные) и Кип Рид (бас).
Джоэль Тейлор – человек с очень внушительным послужным списком. Он играл с Эдгаром Уинтером, со Стэнли Кларком, с Энди Саммерсом (гитаристом The Police), с Элом Ди Меолой… Работал он и с продюсером Дэвидом Фостером. Тем самым Фостером, продюсировавшим альбомы группы Chicago («Chicago 17»), Лайонела Ричи («Can’t Slow Down») и огромное количество поп-певиц, включая Уитни Хьюстон, Селин Дион Мэрайю Кэрри и Мадонну.
Продюсировал Фостер и запись саундтрека к фильму «Телохранитель» с Уитни Хьюстон.
У басиста Кипа Рида продюсеры были тоже не самые последние в мире. В 2007 году альбом «Turned to Blue», записанный с Нэнси Уилсон, стал обладателем премии «Грэмми».
Альбом с участием Кипа Рида получил премию «Грэмми» в 2007 году. |
Кип Рид играл с музыкантами в диапазоне от Донны Саммер до Джо Ловано и оркестра Гила Эванса. Но Леонид Винцкевич особо подчеркнул, что Кип Рид сотрудничал с Рэем Чарльзом.
Так что «Русский орнамент» благодаря Джоэлю Тейлору и Кипу Риду был в своеобразной американской оправе. Это и есть джаз без границ.
Третьим номером была исполнена совсем уж интимная композиция, посвященная подушкам Джоэля Тейлора. Потребовалось небольшое пояснение.
«Джоэль имеет большой недостаток, – сообщил Леонид Винцкевич. – Он ездит по всему миру со своими подушками».
И мало того что ездит. Он их постоянно теряет.
«В России он потерял уже более десяти подушек», – продолжил свое «разоблачение» Леонид Винцкевич, пока Джоэль Тейлор согласно кивал головой.
Композиция, в которой обыгрывалась тема подушек г-на Тэйлора, мало походила на колыбельную. Музыканты играли так, что возникло ощущение, как будто над сценой летают перья из подушек.
Во втором отделении самой заметной была американская вокалистка Ив Корнелиус. |
Во втором отделении на сцене музыкантов стало заметно больше. Самой заметной была американская вокалистка Ив Корнелиус.
К Джоэлю Тейлору подсел перкусионист Вардан Бабаян, а Кип Рид на время исчез. На сцену с бас-гитарой вышел Евгений Шариков, известный по работе с «Квадро» и «Лигой блюза». С 1994 года до 2009 года он играл в ансамбле «Арсенал».
Леонид Винцкевич временно вышел из-за рояля и переместился за синтезатор.
Музыканты и до этого активно общались с залом, а благодаря разговорчивой и зажигательной Ив Корнелиус окончательно нашли общий язык с публикой. Тем более что название альбома, с которого игрались композиции, располагало к взаимопониманию.
Альбом называется «Vive L`Аmour». Ив Корнелиус тянуть не стала, а первым делом исполнила одноименную вещь, которая переводится по-русски как «Да здравствует любовь».
На многих сидящих в зале сильное впечатление произвел музыкальный диалог двух басистов – Евгения Шарикова и Кипа Рида. Перекличка была убедительной и наглядной. Звуки бас-гитар перепутать было невозможно. Каждому было что сказать.
На концерте Леонид Винцкевич пообещал, что следующего приезда в Псков Международного фестиваля «Джазовая провинция» семь лет ждать не придется.
До 100-летия российского джаза у музыкантов под предводительством Леонида Винцкевича еще есть время. Есть где разгуляться джазу. И русскому, и американскому. Любому.
Алексей СЕМЁНОВ