Юрий Демьяненко, неожиданно назначенный в прошлом году ректором созданного Псковского государственного университета, наконец-то освоился на рабочем месте. Выразилось это, к сожалению, не в научных свершениях (внутри коллектива к Юрию Анатольевичу стойко прилипла его же фраза «да кто это такой, доктор наук?!»), а в кадровых зачистках, которые «Псковская губерния» прогнозировала ещё год назад [ 1 ]. И, разумеется, не только в них одних.
«Причиной увольнения была ваша личная неприязнь?!» – «Да!»
В конце января идущего года, когда группа преподавателей и деканов опубликовала открытое письмо к ректору ПсковГУ, стало ясно, что объединение учебных заведений будет идти архиболезненно [ 2 ].
Г-на Демьяненко народные волнения не смутили, а подписантов бывший чиновник и вовсе окрестил провокаторами. На вопрос, как же он теперь будет работать с «провокаторами», Юрий Анатольевич ответил горячо: «Сам факт написания письма – провокация, но люди имеют право на это мнение. Что с ними будет? Да ничего не будет! Моя задача теперь в общении с ними переубедить их [ 3 ]».
Наверное, не получилось.
15 мая ректор объявил о расторжении трудового соглашения с деканом Высшей бизнес-школы Светланой Седуновой и о назначении нового декана – Инны Андреяновой. Г-жа Седунова оказалась единственной из опального окружения, кто находился на должности не в результате конкурса, а по дополнительному трудовому соглашению. У остальных деканов еще есть время до начала 2013 года.
Отставку Светланы Юрьевны г-н Демьяненко представил очень необычно. А главное, честно. Впечатлённые честностью и прямотой ректора работники Высшей бизнес-школы воспроизвели стенограмму встречи на факультете и составили протокол. Стенограмма попала в распоряжение редакции «Псковской губернии». Позволим себе опубликовать выдержки из беседы ректора с подчинёнными.
Ректор ПсковГУ Юрий Демьяненко не рад видеть своих подчиненных. Фото: Александр Сидоренко
«Я хочу поблагодарить Светлану Юрьевну за проделанную большую работу на факультете в течение четырёх лет, но дальше наш университет в ее услугах не нуждается», – начал разговор с коллективом г-н Демьяненко.
«Мы бы хотели услышать ответ на вопрос – почему в середине года, перед первым выпуском по двум направлениям «Менеджмент» и «Экономика» вы убираете декана факультета, который обладает опытом работы и всей компетенцией в этом вопросе, а также с нуля создал этот факультет? И ставите на ее место нового, без опыта работы человека?», – возмутилась доцент Елена Рыбальская.
«Как к менеджеру к Светлане Юрьевне у меня вопросов нет, я уже ей сказал спасибо за проделанную работу, но сработаться с ней я не смог», - отрезал Юрий Анатольевич.
«То есть вы открыто подтверждаете, что причиной увольнения была ваша личная неприязнь?!» – «Да!».
Когда номер «Псковской губернии» готовился к печати, стало известно, что нагрузка преподавателя для г-жи Седуновой на следующий год не запланирована. Несмотря на имеющийся трудовой договор и отбор по конкурсу.
Всех присутствующих ректор успокоил: «Вас никто не увольняет, ваши студенты как учились, так будут учиться и дальше, для этого мы и открываем вам дирекцию, только без кафедр».
Как оказалось, Юрий Демьяненко уже подписал приказ о ликвидации Высшей бизнес-школы, которая юридически состоится 31 августа 2012 года.
«Почему успешный инновационный проект все-таки закрывают, а не оставляют, как изначально обещали – инновационной платформой?», - задал резонный вопрос замдекана Олег Бедских.
«Кто сказал, что мы закрываем ВБШ, она остается, только как дирекция! – закипел ректор. – Так как в одном вузе не может быть двух факультетов с одинаковыми программами, поэтому никто ВБШ не закрывает!».
«Но ведь вы подписали сами приказ о ликвидации факультета?», – изумилась г-жа Рыбальская.
«Но ведь дирекция-то будет!». – «Я говорю про успешный бренд ВБШ – факультет менеджмента». – «Как только процесс интеграции будет закончен мы, возможно, откроем Высшую бизнес-школу…». – «Для чего закрывать, чтобы потом открывать? Не понимаю. Это напоминает рейдерский захват факультета и бренда, Вам не кажется?».
Реакция г-на Демьяненко была изображена на его лице.
Лаборант кафедры экономики, студент 3 курса Александр Гаврилов напомнил ректору, что он публично обещал не менять декана до окончания работы факультета. Юрий Анатольевич заверил, что ничего подобного не обещал.
«Вы хотите, чтобы все студенты пришли и подтвердили мои слова?», - изумленно спросил г-н Гаврилов.
«Ну, значит, я просто не выполнил обещания, вы же понимаете – жизнь такая!», – привёл веский моральный аргумент ректор университета.
Светлана Седунова спросила у г-на Демьяненко, интересовался ли кто-нибудь у студентов ВБШ, хотят ли они переходить на другой факультет? «По закону они должны написать заявление с просьбой перевести их на другой факультет или другую программу обучения», – добавила экс-декан.
«Зачем? Они и так будут переведены, так как подписывали уведомление об интеграции университета!», – искренно удивился Юрий Анатольевич.
«Вы не понимаете, о чем говорите». – «Ну не надо, Светлана Юрьевна, начинать, я всё понимаю. И все всё подпишут!».
Что может быть со студентами, которые «не подпишут», можно догадаться.
«Юрий Анатольевич, а когда вы будете встречаться со студентами, чтобы объяснить им, почему все-таки уволили декана Светлану Юрьевну Седунову?», – поинтересовался Александр Гаврилов.
«Со студентами я встречаться не буду, теперь это сделает новый ваш декан, Инна Андриянова, когда будет к этому готова. Я уже несколько раз сегодня объяснил увольнение, да, и, в конце концов, я ректор, поэтому имею право принимать любые, правильные, на мой взгляд, решения!», – дал урок эффективного менеджмента студенту г-н Демьяненко.
В завершение беседы на очередной неудобный вопрос от Елены Рыбальской Юрий Анатольевич отметился еще одним веским доводом: «Девушка, я требую к себе уважения, хотя бы к моей должности, у меня дочь вашего возраста», – прокомментировал очередную «шпильку» в свой адрес ректор ПсковГУ.
Уважение к должности – это сильно. Прямо по Маяковскому: «Уважать, уважать начальство надо!».
«Я не сомневаюсь, что Инна Валерьевна [Андриянова] будет биться и защищать каждого из вас!», – попытался смягчить ситуацию г-н Демьяненко.
«А Седунова, что, не билась за нас? За это вы ее и убрали», – философски прокомментировала методист заочного отделения К. Андрющенко.
В не самом лучшем расположении духа ректор покинул совещание.
«На пиво вам хватит»
Увольнение Светланы Седуновой стало не единственным столкновением, которое произошло в последние несколько месяцев в ПсковГУ.
После январской конференции состоялись выборы учёного совета вуза. Мало кто скрывает, что многим голосующим были розданы «подсказки» – за кого голосовать. Впрочем, для бывшего вице-губернатора Псковской области г-на Демьяненко такая система волеизъявления наверняка видится единственно возможной.
Чуть позже ректор вызвал роптание среди преподавателей, якобы заявив на встрече с выпускниками одной из школ, что «перспектив у гуманитарных факультетов в ПсковГУ нет» и развивать в университете будут только технические направления. К неудаче г-на Демьяненко, на встрече оказался один из преподавателей бывшего педуниверситета.
Всё это могло быть, например, слухами притесняемых выходцев из педуниверситета, да только нечаянные слова (а, как показывает ситуация, Юрий Демьяненко – явно не Макс Отто фон Штирлиц и не переживает по поводу того, что может сказать что-то лишнее) получают подтверждение. Началось всё с объединения учёных советов факультетов. Например, объединили учёные советы факультета психологии и естественно-географического факультета.
Объединение факультета социальных технологий и факультета начальных классов стало очередным подтверждением политики «утрамбовки». Преподаватели задаются вопросом: как специалисты по начальным классам будут менять профиль на пиар? И главное – зачем?
Еще один громкий скандал связан с тем, что руководство университета отказалось выплачивать материальную помощь студентам естественно-географического факультета, которые проходят практику в других регионах. Условия получения образования у них такие: нужно проходить практику в других регионах, иначе можно остаться без диплома.
Руководство ПсковГУ заверило представителей факультета, что материальная помощь на прохождение студентами практики вузом никогда не оказывалась. Предложение просмотреть бухгалтерию за последние годы не возымело действия: ребятам выделили по 50 рублей командировочных на сутки. «На пиво вам хватит», – вспоминают пожелание ректора студентки (!) ЕГФ.
Возникли проблемы и с древней, словно мир, практикой студентов филфака, которые традиционно собирают фольклор. Но после скандала и разбирательств финансирование им вроде бы восстановили.
Самые жёсткие комментарии преподаватели и деканы ПсковГУ отпускают в адрес «освоения» администрацией вуза 300 млн. рублей, которые выделяются университету на три года. По словам некоторых сотрудников, ректорат ставит задачу перед деканами и преподавателями реализовывать проекты на сумму, в десять и более раз меньшую, чем предусмотрено по программе.
«Например, если в рамках бюджетной поддержки на проект необходимо 25 млн. рублей, то финансовые службы сообщают, что, мол, у вас в распоряжении 2,5 млн. рублей, что хотите с ними, то и делайте. Таким образом, пресловутый «откат» достигает 90%», – возмущаются преподаватели.
При этом, по словам работников ПсковГУ, деньги по этой программе подразделения начнут получать в ноябре, а в декабре должно отчитаться об их использовании. Как это сделать (если делать честно), никто не представляет.
«Псковская губерния» пока не располагает фактами растраты средств федерального бюджета – документы по расходам появятся не раньше ноября – но редакция проследит за ними.
Парадоксально, но в уже в утвержденную программу федерального финансирования на уровне Псковской области кто-то усиленно вносит правки. Кто это делает, возмущенным подчиненным не могут ответить даже проректоры.
Вследствие одной из таких корректировок из программы финансирования «ушёл» широко проанонсированный Институт русского языка.
«Нам так и сказали: Института русского языка не будет, – пересказывает один из разговоров в ректорате Светлана Седунова. – Когда мы апеллировали к тому, что появление этой структуры поддерживал и губернатор Андрей Турчак, нам сказали: ну и что?
Информация, приходящая изнутри ПсковГУ, говорит о том, что Институт русского языка в Пушкинских Горах не появится.
Для разъяснения многих вопросов преподаватели ПсковГУ обращаются в областную прокуратуру. Но правоохранительные органы относятся к деятельности ректора весьма снисходительно. А на жалобы отвечают очень уклончиво.
Например, на вопрос, «имеет ли право ректор своим решением переводить студентов с факультета на факультет без их согласия и письменного заявления» заместитель прокурора Псковской области Эльмира Канаева отвечает, что положение о порядке перевода и восстановления студентов в ПсковГУ до сих пор не утверждено. «Обращений студентов по поводу и перевода в органы прокуратуры не поступало», отмечается в ответе.
Ответа на вопрос, законны ли такие «переводы», от надзорного государственного органа не поступило.
* * *
В ближайшем октябре в ПсковГУ состоятся первые выборы ректора. Судя по манере исполнения своих полномочий, становиться выборным руководителем университета г-н Демьяненко не собирается. Или – наоборот – это формируется новый стиль управления ПсковГУ. Сам Юрий Анатольевич заявляет, что пока никуда не уходит и просит дать ему возможность поработать.
Правда, своим оппонентам такую возможность ректор предоставлять не готов.
Денис КАМАЛЯГИН
1 См.: Д. Камалягин. Незачёт // «ПГ», № 14 (536) от 13-19 апреля 2011 г.; Д. Камалягин. Один // «ПГ», № 24 (546) от 22-28 июня 2011 г.
2 См.: Общение посредством первого лица // «ПГ», № 4 (576) от 1-7 февраля 2012 г.
3 См.: Д. Камалягин. Задним умом // «ПГ», № 4 (576) от 1-7 февраля 2012 г.