К началу сессии в большом зале администрации Псковской области зияли две дыры: одна – побольше, другая – поменьше. В той, которая побольше, кроме окончательно отмежевавшегося от «Единой России» Игоря Савицкого (г-н Савицкий пойдет на предстоящие областные выборы от КПРФ. – Авт.), пустовали стулья единороссов Виктора Почернина, Александра Пайста, Александра Гизбрехта – тех, кто к «ортодоксальным» единороссам и не относился.
Спикер Псковского областного Собрания Борис Полозов: «У меня такое впечатление сложилось, что вы о своём, а мы – о своём». Фото: Александр Сидоренко
Это случайное или показательное отсутствие привело к тому, что в сумме депутаты «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР (а эти партии почти всегда голосуют одинаково – Авт.) почти на всех вопросах не набирали необходимые 50 процентов плюс один голос. Это означало, что в ключевых вопросах как-то придётся уговаривать коммунистов, которые гордо сидели на сессии с заметным на лицах осознанием собственной значимости.
В самом начале в атаку пошёл коммунист Александр Рогов, который предложил включить повестку дня парламентский час на тему модернизации системы здравоохранения области: «Депутаты областного Собрания оказались полностью выключены из этого серьезнейшего вопроса. Ни на сессии, ни на одном из комитетов, в том числе на профильном, не рассматривался этот вопрос. А, оказывается, у нас больницы будут сокращаться, и вместо 24 районных будет 6 межрайонных больниц, отделения закрываются… Уже идут стихийные митинги и протесты. И, видимо, не зря идут, потому что действительно, как говорит народ, идёт не модернизация, а оптимизация здравоохранения».
Председатель Собрания Борис Полозов неожиданно г-на Рогова поддержал и предложил пойти дальше – провести в октябре внеочередную сессию, посвященную модернизации областного здравоохранения.
Обсуждение первого же важного вопроса привело к неожиданным результатам: в проект закона «О развитии сельского хозяйства Псковской области» не прошли – ни много, ни мало – поправки от областной администрации.
Закон о сельском хозяйстве, который еще летом вынес на рассмотрение областного парламента руководитель Великолукского молочного комбината, депутат Дмитрий Матвеев, был отложен в связи с дублированием норм федерального закона и прочими недоработками. Тогда, в июне, на этом особо настаивали представители администрации области во главе с вице-губернатором Максимом Жаворонковым.
В этот раз позиции областной власти отстаивал другой вице-губернатор – Александр Котов, который всецело готовит себя к ответственному посту в Собрании.
«У нас есть поправка, которая касается распределения полномочий между администрацией области и областным Собранием депутатов: к полномочиям областного Собрания относится определение случаев предоставления поддержки из областного бюджета сельхозпроизводителям в законе Псковской области об областном бюджете на очередной финансовый год. При этом мы предлагаем к полномочиям администрации области все-таки отнести разработку и утверждение порядка и условий субсидий», - обратился к депутатам г-н Котов.
По сути, Александр Алексеевич предложил парламентариям разрабатывать политические декларации, отдав определение правил игры (то есть основную работу власти) на откуп чиновникам.
«Если пойти на это предложение, то депутаты опять будут в стороне. Мы предлагаем, чтобы депутаты могли хоть как-то влиять на процесс. Мы же и ответственность хотим с вами разделять», - возмутился Александр Рогов.
Голосование прошло для администрации области неудачно: при необходимых 23-х голосов «за» проголосовали только 18. Таким образом, поправки региональной администрации были отклонены. При этом депутаты от «Единой России», представляющие сельскохозяйственный блок – Дмитрий Матвеев, Наталья Деменок, Александр Братчиков, Андрей Козлов – предпочли в голосовании не участвовать.
Следующий вопрос, заблокированный депутатами, и вовсе был внесен на обсуждение лично губернатором области Андреем Турчаком. Касался он «денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Псковской области». Вопрос небольшой: администрация области предлагала убрать штатную единицу у территориальной избирательной комиссии Псковского района и передать её коллегам из Себежского района.
«Областная избирательная комиссия не имеет права законодательной инициативы по этому вопросу, поэтому с этой инициативой выступила областная администрация, - поведал депутатам председатель комитета по управлению государственной службой и наградам администрации области Александр Палладин.
Руководитель фракции КПРФ Анатолий Копосов поинтересовался у г-на Палладина, «чем это Себежский район лучше Псковского?».
«Я не знаю, это надо у избирательной комиссии спросить!», - растерялся докладчик по теме Александр Палладин.
«Так вы же выносите проект на рассмотрение областного Собрания, я вас и спрашиваю!», - обезоружил выступающего г-н Копосов.
На выручку г-ну Палладину бросился председатель государственно-правового комитета областной администрации Андрей Карпов: «Областное Собрание еще достаточно давно приняло изменения в закон «О территориальных избирательных комиссиях», по которым ТИК Псковского района как юридическое лицо была упразднена, - напомнил г-н Карпов. – Просто сумма переносится в ТИК Себежского района, в которой председатель работает уже с июня. В Псковском районе работника на штатной основе нет. Так что закон носит технический характер», - уже второй раз за день добавил председатель правового комитета.
Попытку Анатолия Копосова узнать «а куда ж дели?..» бесцеремонно прервал г-н Полозов: «Анатолий Петрович, ответ прозвучал! В соответствии с законом, который мы с вами приняли!».
Тот, кто не знал, что Борис Геннадьевич будет баллотироваться в депутаты от Опочецкого и Себежского районов, ничего бы плохого не подумал.
«Меня удивляет, что эти поправки вносятся после принятия постановления о нарезке округов, о выборах… Идет передача денег из Псковского района в Себежский… Я понял, что всё это носит технический характер», - обречённо резюмировал г-н Копосов.
«Как депутату от Псковского района мне тоже жаль, что район лишился штатной единицы, но мы принимали полгода назад решение… сессии… по данному вопросу», - взволнованно и обреченно добавил единоросс Владимир Яников.
После голосования оказалось, что законопроект набрал только 22 голоса «за».
«Та-а-ак, решение отклоняется, я так понимаю?, - растерялся не ожидавший такого результата Борис Полозов. – По закону половина голосов берется не от 43-х [действующих], а от 44-х [ранее избранных согласно Уставу] депутатов…» (после выхода из состава Собрания Александра Христофорова 44-й депутат не был довыбран. – Авт.).
Единоросс Алексей Севастьянов с жаром бросился доказывать спикеру Собрания, что это нелогично. Впрочем, убедить г-на Полозова вопреки всем документам принять решение у г-на Севастьянова всё же не получилось.
В очередной раз длительные споры вызвал законопроект «О детях войны», который до этого парламентарии рассматривали уже трижды: два раза в изложении местной «Справедливой России» и однажды – предложение коммунистов поддержать проект федерального закона, вносимого КПРФ в Госдуму.
Руководитель фракции КПРФ Анатолий Копосов: «Меня удивляет, что эти поправки вносятся после принятия постановления о нарезке округов, о выборах…» Фото: Александр Сидоренко
Председатель комитета по труду и социальной политике единоросс Дмитрий Хритоненков зачитал решение комитета.
«В Псковской области более 150 тысяч льготников, большинство из так называемых «детей войны» уже входят в их число», - заученным текстом пояснил позицию комитета г-н Хритоненков.
«Так, а решение комитета какое?», - уточнил Александр Рогов.
«Решение комитета – не рекомендовать к принятию Собранием и направить обращение в Ассамблею российских законодателей при Государственной Думе», - уверенно отрапортовал Дмитрий Константинович.
«Речи о таком не было!», - возмутился один из авторов законопроекта, справедливоросс Михаил Брячак.
«Не вводите депутатов в заблуждение, об Ассамблее никто не говорил, - включился Юрий Шматов. – Это совершенно другой вопрос, обращение в Государственную Думу. На обсуждение комитета этот вопрос поставлен не был».
Дмитрий Хритоненков остался невозмутим.
«Не стоит хоронить саму идею, и в случае отрицательного решения по этому вопросу на федеральном уровню, депутатам надо вернуться к этому вопросу, и закон всё же принять», - попросил коммунист Сергей Гоголев.
Очевидно, «дети войны» достанутся в «наследство» уже новому составу областного парламента.
Другой вопрос, касающийся социальной сферы, и вовсе был «завёрнут»: фракция КПРФ отказалась обсуждать «меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан» до отчёта областной администрации на тему «модернизация здравоохранения» и проголосовала против внесения поправок в закон. Этого оказалось достаточно, чтобы законопроект был отклонён.
По лицам чиновников администрации области и, в частности, руководителя областного комитета соцзащиты Армена Мнацаканяна, было видно, что сегодня все они испытывают новые для себя впечатления, которые называются «разочарование».
Напоследок досталось «на орехи» и вице-губернатору Татьяне Бариновой, которая представляла (с очередным заметным опозданием по срокам. – Авт.) депутатам изменения в областной бюджет.
Депутатов покоробило многое, начиная от оставленных без изменения зарплат некоторым категориям педагогических работников и заканчивая весьма скромным исполнением бюджета в первом полугодии 2011 года.
«Весь годовой бюджет имеет дефицит в три миллиарда руб., а первое полугодие мы закончили с профицитом в 2,5 миллиарда. Откуда такой профицит?», - удивился Анатолий Копосов.
По мнению г-жи Бариновой, особых проблем в этом нет, поскольку «основные траты, в том числе по дорожному строительству, приходятся на вторую половину года».
«Может, такого профицита в следующем году уже не будет, – припугнула депутатов Татьяна Баринова. – А сейчас рассматривается нами аргументировано рассматривается, потому что у нас сейчас неосвоенных федеральных денег – около 1,5 миллиардов руб. И не потому, что мы их плохо осваиваем, а потому что годовые суммы поступили только в первом и втором кварталах».
«У меня такое впечатление сложилось, что вы о своём, а мы – о своём. Как глухари на току», - расстроился Борис Полозов.
«Татьяна Алексеевна, я думаю, коллега Копосов имел в виду другое: мы последние года три принимаем дефицитный бюджет, но впоследствии не выполняем его в полном объеме, – подключился к разговору председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике единоросс Леонид Кострица. – Например, по закону о газификации Псковской области: из 66 млн. руб. в прошлом году мы профинансировали процентов пять».
Пять процентов – это 3,3 млн. руб. Остальные 63 млн. руб. до жителей области не дошли.
Всегда уверенная в себе, Татьяна Баринова продолжать оправдываться не стала. Ещё бы: можно до того договориться, что депутаты и вовсе поправки в бюджет не примут.
Когда такое бывало?..