«Митьки» привезли в Псков тайну Петербурга, прорывающую обыденный круг земной несвободы
Выставка «Митьки в Пскове 2011» из цикла передвижных экспозиций этого творческого объединения «Остановки по требованию» является продолжением и развитием предшествовавшей выставки «Митьков», которая прошла в Приказной палате Псковского Кремля осенью 2008-го – без малого три года назад. Кому-то такой срок расставания мог показаться недостаточным, чтобы испытать горечь разлуки. Но три года – период, подчас определяюще большой для художника, его творческой судьбы. Искусство «Митьков», их стиль не стоят на месте. Сегодняшняя экспозиция почти не имеет в своём составе работ, побывавших в Пскове в 2008 году.
Юлий СЕЛИВЕРСТОВ |
Творческое объединение (а скорее – широкое движение художников) «Митьки» существует уже более четверти века. В наши дни оно целостно не столько общей эстетикой (пониманием красоты и отношением к отображаемому миру) сколько, в первую очередь, общим предметом отображения. В предыдущей статье, посвящённой «Митькам» [ 1 ], мне пришлось уже говорить о Санкт-Петербурге как о центральном лирическом герое всего их творчества. Город остаётся для многообразных авторов универсальным «вторым Я» – тем зеркалом, в которое неустанно в поисках самих себя глядятся художники.
А. Филиппов. Одинокий буксир. |
С. Баделина. Лето. Улица 4-я рота. |
Эстетически чуткий субъект не может, находясь в Санкт-Петербурге, не ощущать себя внутри некоего произведения искусства – огромного, стройного и единого. Да, произведение это настолько совершенно, что уже стало живым (преодолело косность своего материала). Но оно проникнуто жизнью более высокой, качественной и густой, нежели «простое» природное (естественное) бытиё всех прочих городов России, да и мира – включая Москву (или хоть Псков). Эти традиционные города появились и выросли «самовольно» – то есть просто, неприметно и естественно. Так вырастает дерево, так прокладывает себе дорогу веер речных проток… И лишь благословенный, блаженный Петербург был изваян словно статуя, замыслен и скомпонован точно классическая картина!
Д. Шагин. Падение Икарушки. |
В моём предыдущем тексте [ 2 ] я дерзнул проследить связь «Митьков» с темой древнерусского юродства и даже с образом Святой Блаженной Ксении Петербургской – этого предвечного и самого яркого (реального) «Евгения бедного» русской истории. (Ксения Петербургская, подобно Евгению в поэме А. С. Пушкина «Медный Всадник», была сметена, подавлена и гонима обыденным, рассудочным Санкт-Петербургом, который в этой своей ипостаси воплощал, по-видимому, весь посюсторонний космический миропорядок – неумолимое стремленье времени и необходимость индивидуальной человеческой смерти, например).
Д. Шагин. «Аврора» прорвалась. Цусима. 16 мая 1905 г. |
Трудная карма Петербурга – связанная, по-видимому, с жертвами при его основании, с «государства жёсткой порфирой» [ 3 ], подавлявшей человеческую свободу, с ужасом революции и блокады – в наше время часто предстаёт преодолённой и высветленной (возможно – безропотным земным страданием миллионных жертв).
С. Баделина. Снег убирают. |
Даже Белые ночи – казалось бы, этап «вечного света», уже на земле самой природой предписанный Петербургу – трактуются «Митьками», по преимуществу, как вечные сумерки (Андрей Филиппов), прорываемые из глубины не прекращающимся многозначным мерцанием русского символизма.
И. Чурилов. Мойка у Красного моста. |
Разухабистая фольклорная тельняшечка не хуже священнического облачения способна вырвать из обыденности, из размеренного и, казалось, безмерно прочного круга земной несвободы. Всепоглощающая, всё проникающая мистика Петербурга – вот, несомненно, главная (единственная) тема «Митьков».
Д. Дроздецкий. Питер. Апраксин переулок. |
Юлий СЕЛИВЕРСТОВ
1 См.: Ю. Селиверстов. Ударим юродством по гламуру! // «ПГ», № 46 (415) от 19-25 ноября 2008 г.
2 Там же.
3 …А над Невой - посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства жёсткая порфира,
Как власяница грубая, бедна. (О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы», 1913, 1927).