Вековые деревья в Анастасиевском сквере Пскова пережили Гражданскую и Вторую Мировую войны, но пали под пером чиновника
Утром 23 ноября в редакцию позвонил известный в городе священнослужитель, пожелавший остаться непубличным. Он говорил в состоянии сильнейшего возмущения, описывая развернувшуюся перед ним картину: в Анастасиевскком сквере, находящемся около храма Анастасии Римлянки (в Кузнецах), на перекрестке улицы Некрасова и Октябрьского проспекта, в самом центре Пскова, спиливают вековые дореволюционные дубы – прочные еще для своей породы деревья, которые могли радовать не только нас, но еще и наших детей, и внуков многие десятилетия.
Анастасиевский сквер в Пскове. Фото после 1890 г. В перспективе – дом генерал-губернатора. |
Оторопевший от такого «обоснования» уничтожения исторических деревьев у самого храма священник бросился в рядом расположенную городскую администрацию и смог попасть к заместителю главы администрации Сергею Федорову, буквально сегодня же, 23 ноября, счастливо избавившемуся от приставки «и. о.» - депутаты Псковской городской Думы утвердили бывшего заместителя губернатора в новой муниципальной должности.
Еще недавно (до переселения в Псков) проживавший в Дедовичах и руководивший там районной администрацией г-н Федоров без видимых переживаний объяснил служителю церкви, что всё делается правильно, так как специальная комиссия, которой поручено «проредить город» в целях обеспечения безопасности горожан, объехала весь Псков и «выбрала лишние деревья», предназначенные к уничтожению. Кто входил в эту комиссию и кто утвердил «черный список», чиновник не уточнил.
В ответ на довод о том, что «эти деревья должны были радовать еще наших детей и внуков», заместитель главы администрации города сообщил, что «ничего, новые посадим».
Отчаявшись, священнослужитель позвонил в редакцию «Псковской губернии».
Прямое обращение к главе администрации Пскова Петру Слепченко возымело действие (спасибо, Пётр Михайлович), и варварская вырубка была остановлена, но несколько исторических деревьев уже уничтожены. Сквер выглядел как разоренной, словно после артобстрела.
В первую же минуту телефонного разговора вспомнилось, как в 1984 году Октябрьский проспект в районе Дома Советов уже пережил колоссальную «зачистку» от зелени накануне празднования 40-летия освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков. Только вокруг самого бывшего кадетского корпуса, забранного затем местными властями под свое обиталище, было спилено более половины из 150 деревьев, в том числе голубые ели у парадного входа в здание областных властных структур.
И речь шла не о тополях, чья корневая система слаба и удаление которых из городов происходит сегодня в массовом порядке. Тогда спилили клены, каштаны, ясени, ели.
И вот совершенно неожиданно, годы спустя, топор добрался до милого сердцу многих псковичей на протяжении вот уже второго столетия Анастасиевского сквера.
Это один из наиболее старых городских скверов: он был устроен еще в 1859 году, название получил от находящейся здесь церкви Анастасии Римлянки (в Кузнецах), являющейся памятником архитектуры XVI века.
В 1890 году сквер огородили металлической решёткой на гранитном основании и выделили таким образом в отдельную единицу городского благоустройства.
Мимо Анастасиевского сквера проходила мощеная дорога к дому псковского генерал-губернатора (там располагается сейчас областная библиотека для детей и юношества).
В 1923 году сквер был отдан в ведение расположившейся рядом с ним тогда центральной городской библиотеки (поселившейся в доме генерал-губернатора) и в связи с этим был переименован в Сад друзей библиотеки.
По решению исполкома Псковского городского Совета депутатов трудящихся от 29 июня 1960 года Анастасиевский сквер стал составной частью объединенного парка Псковских партизан, начинавшегося от Октябрьской площади и заложенного в 1950-е годы. Тогда же сквер лишился ограды, опоры которой можно увидеть и сейчас на оставшихся вдоль пешеходной зоны Октябрьского проспекта гранитных основаниях. Однако позднее сквер снова был выделен в особую единицу зеленого убранства Пскова.
Это неудивительно: центром притяжения сквера является красивый каменный храм Анастасии Римлянки (в Кузнецах), впервые названный в Псковских летописях в 1539 году (при обрушении каменных сводов церкви во время пожара). Летопись упоминает, что Анастасиевская церковь была основана как деревянная еще в 1488 году, во время «сильного мора» (эпидемии): псковичи соорудили в один день «церковь деревяную святую Анастасию, на Полонище, на Кузнецкой улице, на Яковлеве посадничьи огороде, на Горке» (Сергиевская улица, ныне Октябрьский проспект, называлась в древности Кузнецкой. Еще на памяти псковских старожилов в ХХ веке местность влево от Сергиевских ворот называлась «Кузнецы»).
По другому преданию, храм на этом месте мог возникнуть еще раньше: основание его приписывается легендой псковичу Василию Долу, в 1377 году построившему также рядом храм Василия на Горке и якобы одновременно - «обетную» часовню в память о жене и дочери, носивших имя Анастасии.
Юрий Спегальский считал храм Анастасии в Кузнецах одной из красивейших псковских церквей XVI века.
Анастасиевский сквер. Псков, 23 ноября 2010 г. Вековые деревья оказались жертвой «борьбы города с маньяками». Фото: Александр Сидоренко |
8 апреля 1842 года знаменитый протоиерей, настоятель Ново-Вознесенской церкви, Николай Федотович Милевский [ 1 ], преподававший Закон Божий в псковской классической гимназии и ставший первым автором исследования «Археографические древности Пскова», родоначальник псковского краеведения, обратился к псковичам с призывом восстановить один из древнейших храмов Пскова.
В 1842-1843 годах церковь была обновлена стараниями старосты церкви, псковского купца Ладыгина на средства его свояченицы Наталии Михайловны Постниковой и прихожан. Тогда же был сделан новый иконостас, художником Денисовым написаны новые иконы. Обновлённый храм был освящен 2 июля 1844 года как храм Святой Анастасии Узорешительницы и стал одним из лучших в городе.
Полтора десятилетия спустя местность вокруг храма была оформлена как сквер.
В документах начала XX века церковь названа по двум святым: Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы.
С 1916 года здесь служили протоиерей Михаил Поспелов и священник Михаил Гривский. После Октябрьского переворота храм был закрыт.
В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки, но снова – в целом обошлось. Богослужение в храме возобновилось в январе 2007 года.
Напомним, что согласно п. 2 ст. 59 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» «в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением…» (выделено нами – Ред.)
Исторический Анастасиевский сквер является неотъемлемой частью жизненной среды Анастасиевской церкви, памятника истории и культуры федерального значения. Любые действия в нем должны быть согласованы с государственным органом охраны памятников. Ничего подобного сделано не было.
Анастасиевский сквер всегда был любимейшим местом отдыха горожан. Можно уверенно сказать, что практически все известные псковичи бывали в нем неоднократно. Эти дорожки и деревья помнят и знаменитых, и забытых жителей Пскова. Сквер запечатлен на множестве фотографий в тысячах семейных альбомов, под его деревьями назначали встречи и свидания. Эти вековые стволы и ветви пережили рубеж XIX и ХХ веков, две революции, две мировые войны…
Их можно было потрогать как живые существа, буквально – прикоснуться к прошлому.
Чему они могли помешать сейчас? Какая угроза нападения маньяка в самом центре Пскова, под фонарями на круглосуточно оживленном проспекте, в двух шагах от зданий областной и городской власти?
Увы, эти вопросы впору обращать теперь только к Богу.
Которому, как известно, заставь дурака молиться – он и лоб себе расшибет.
Дурака не жалко.
Но хочется, чтобы Анастасиевский сквер пережил в начале ХХI века чиновников, не способных отличить в тысячелетнем городе «сень веков» от «мрака кромешного».
Лев ШЛОСБЕРГ
1 См.: Н. Левин. Последний приют // «ПГ», № 16 (235) от 27 апреля – 3 мая 2005 г.; Н. Левин. «Любовь к отеческим гробам…» // «ПГ», № 24 (293) от 21-27 июня 2006 г.