В бездетной жизни — что скрывать — есть свои преимущества. Время, нервы, деньги — все это расходуется в совершенно в другом режиме. Кажется, впервые после рождения Льва я могу сказать, что наконец-то выспалась. Силы и часы теперь распределяются между работой и отдыхом, а не между работой на работе, работой по дому и занятиями с детьми. Поначалу, в первый бездетный месяц, мы, признаюсь, просто в восторг приходили от элементарной возможности сходить в кино вместе с супругом, а не по очереди. Но потом начали происходить странные вещи.
Первой сломалась я. Почувствовала, что прогулки по городу, выходы на пляж и прочий досуг с развлечениями стал приносить какую-то половинчатую радость. Вот если бы надо было выглядывать в волнах Сашу и отговаривать Лёву от очередной порции мороженого, то да, было бы счастье. В книжном ловлю себя на том, что выглядываю литературку и себе, Александру. В кинотеатре думаю о том, понравится ли фильм старшему и не пора ли уже познакомить с широкоэкранным кино младшего.
Супруг говорил правильные слова. Что дети скоро вернутся. Что если решили сконцентрироваться на покупке жилья, то надо терпеть и прилагать все усилия для скорейшего достижения цели, а не ударяться в страдания. А потом и он дал слабину. Вернулся поле зарплаты с виноватым видом и пакетами из игрушечного супермаркета.
- Вот, Лёвке машину купил и Александру бинокль. Не утерпел. Хочется детей чем-то порадовать, пошлем посылочку.
Ага, разделения радости на всех — вот чего не хватает, точно. Соучастия, причастности. Мы, конечно, следим за жизнью детей, интересуемся их делами, делимся событийностью. Но постепенно — и это уже чувствуется — превращаемся в отдаленных наблюдателей. Потому что балуют и радуют, огорчают и утешают их теперь бабушки, а не родители. Происходит «нарушение естественного течения любви». Об этом я читала в одной популярно-педагогической книжке, да вот только не поверила.
Так что папино интуитивно-стихийное решение порадовать детей хотя бы удаленно, по почте, можно смело считать проявлением педагогической и психологической мудрости. Потому что волну причастности к детской жизни мы немедленно почувствовали. Стоило объявить в эфир, что подарки закуплены, отпрыски немедленно оживились.
- Мама, мама! А какое там увеличение? Четырнадцатикратное? А это много? Посмотри в окно, что видишь? - это Саша названивает, третий раз за день.
Одновременно пробивается вызов от Лёвки — требует показать новую управляемую машинку в действии. Папа сажает очередной комплект батареек, давая ребенку видеоурок вождения. Потом Лёва вспоминает, что не рассмотрел еще Сашин бинокль, а Саша остро интересуется параметрами Львиного автомобиля и ностальгирует про свое автолюбительское детство. Такой ажиотаж, непрекращающаяся веселая суета — как будто все дома.
Но наконец-то дети насмотрелись, посылки упакованы и разосланы адресатам. Начинается новый этап — ожидание. Кстати, в этом плане посылки даже приятнее обычных подарков и сюрпризов. Отсроченная, долгожданная радость — это как новый год или день рождения, настоящий праздник, особенно в детстве.
Саша ждет героически, сдержанно. Всего-то раз пять поинтересовался, какого числа ушла посылка и когда доберется. Лев каждый день зачеркивает циферку на календаре, заодно учится считать. Мы тоже поглядываем на даты, сверяясь с квитанцией — очень хочется поскорее увидеть, как сыновья распаковывают коробки. Теперь точно известно, что из наших краев до Псковской области почтовые отправления идут две недели.
С Сашей — эх! - получилось не очень удачно. Накануне прихода посылки бабушка как раз вручила ему ноутбук. А две больших радости одному четырнадцатилетнему мальчику не сдюжить. Так что наш подарок слегка «затерялся». Но ничего, наверстаем.
Зато с Лёвой попали в самую точку. У ребенка мало того что долгожданный подарок от родителей, так еще и первая радиоуправляемая машина в жизни. Мы специально откладывали момент такой покупки, поджидая, пока ребенок подрастет и сможет оценить всю прелесть технических «наворотов». А то Саша в свое время — в двухлетнем-то возрасте — получил на новый год от дяди гоночный трак, дорогую игрушку с пультом, довольно замысловатую в обращении. Трак прожил один день, дядя негодовал, Саша рыдал, а потом долго с прохладцей относился к подобным гаджетам. В общем, главное в нашем деле — своевременность.
Теперь по вечерам папа со Львом гоняют автомобиль. Не обходится без легких виртуальных «потасовок»:
- Осторожнее, упадет! Антенну подтяни! Ыть, застряла...
Игрушка, правда, оказалась энергоемкой. Придется назначить бабушке ежемесячное довольствие на батарейки.
После первого «пробного посыла» дети стали опять как-то ближе. Саша вот понял, что можно по-прежнему иметь доступ к родительским видео и софт-архивам, заказал бандерольку с дисками, которые мы с удовольствием записали и переслали. И дело тут не в подкупе или корысти (хотя честные дети всегда больше любят мороженое, чем маму и папу). Просто хочется, чтобы сыновья ощущали нашу заботу и любовь даже через расстояние, чтобы знали, что к нам всегда можно обратиться, из любого уголка света.
Продолжение следует.
Предшествующую публикацию см. здесь.