Я хочу сказать о 20 июля, когда впервые в Пскове состоялось присуждение премии «Хранители наследия». Первая премия была вручена в апреле прошлого года, и я тоже – ее носитель. Премия безденежная. Так что, господа, не завидуйте, она моральная.
Я подготовил выступление, но не было возможности сказать подробно, и я сказал только об Инге Константиновне Лагутиной, какой замечательный она ученый и что она дала Пскову. И сейчас я хочу высказаться полностью.
Церемония прошла около башни Покровской башни на высокой эмоциональной ноте. Что мне показалось необычайно важно, некоторые даже плакали. Речь шла о культуре во многих ее разновидностях и о том, как трудно с ней обстоят в сегодняшние дни.
Я заметил, что наши вожди почти не употребляют слово культура в своих речах, это очень печально. Без духовности, без осознания глубины нашей памяти мы многое теряем. И это звучало в большинстве выступлений. Эти речи просто надо публиковать, потому что каждый говорил о своем сокровенном, о том, что что-то делал, а делать было трудно, были чиновники, были преграды и так далее. И были времена полной разрухи, что в какой-то мере продолжается и сейчас.
Это был на самом деле форум защитников гибнущей культуры. Если не изменить положение, это будет движение всей страны на гибельный путь.
Есть еще одна особенность, которая мне резко бросилась в глаза. Это – небольшая группа блестящих деятелей реставрации, архитектуры, русского языка, потрясающих людей, маленькая кучка. И – великая культура великой страны. И между ними – контраст.
Анатолий КИРПИЧНИКОВ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН, г. Санкт-Петербург
Этой маленькой группе людей мало что, может быть, удалось сделать, она со слезами на глазах хочет спасения нашего наследия, огромного наследия, культуры великой страны. Безумный контраст!
Еще не так давно в Пскове были в отношении культуры темные времена, мрачные времена. Достаточно вспомнить трубу, которая пробила замечательный памятник итальянского зодчества, церковь Евфимия Великого. Когда ее раскапывали, то псковские археологи обратили внимание: кладка была сделана так виртуозно, что в этом чувствовалась рука Фрязина, который тогда в Пскове творил. Но пробили сквозь этот храм водоводную трубу! [ 1 ]
Один из рекордов, который стоило бы записать в книгу мрачных рекордов Гиннеса, - бетонная плита в зоне т. н. «Золотой набережной», известный сюжет, перекрыла культурный слой. В этом культурном слое были сотни находок, и эти сотни находок были изъяты из государственной собственности, из государственного владения из-за этой бетонной плиты. И сколько их было точно, неизвестно уже навсегда [ 2 ].
То, что мы изымаем предметы культурного наследия музейного качества из отношения современного общества, это вообще говоря, уголовное дело, это просто уголовное преступление. Положили бетонную плиту, построили напротив Троицкого собора здание с превышением в 10-12 метров, которое закрыло замечательный исторический вид. Это все не так давно было в Пскове!
В этом году отметили 500-летие присоединения Пскова к Московскому государству. И надо же такому случиться, что нашли же в свое время Новый псковский торг именно 1510 года, основанный именно тогда, когда Псков присоединили к Москве. Так насильственно прекратили раскопки, засыпали, тоже перекрыли бетонной плитой, построили дом. Одни безобразия наслаиваются на другие [ 3 ].
Нам не хватает Саввы Ямщикова, о нем часто вспоминали. Он был неистовый борец за наше духовное состояние. Он шел напролом. Ему что Пиотровский, что Швыдкой, что еще кто-то. Это человек, конечно, по-настоящему герой, хотя незадолго до смерти, не ожидая этого, я с ним умудрился поссориться. Его, конечно, не хватает. Одна фраза его запечатлелась в моем мозгу, он ее неоднократно повторял: «Псков сейчас выглядит с точки зрения его ценностей хуже, чем после войны» [ 4 ]. Может быть, тут было какое-то преувеличение, но в чем-то он был прав. Его часто вспоминали, и этот раунд «Хранителей Наследия» был посвящен его памяти.
При губернаторе Псковской области был образован в 2009 году общественный совет по охране культурного наследия. В моей жизни было много советов. Они часто либо вообще никогда не собирались, либо кончались после первого заседания [ 5 ]. Рекомендательные миссии, функции. Но этот новый совет провел несколько заседаний, уже разработана концепция и программа сохранения памятников Пскова, все-таки надо сказать спасибо. Может быть, что-то будет дальше развиваться.
Я надеюсь, что губернатор Турчак прислушивается к этим голосам. Я согласен с его тремя китами: концертно-художественной деятельности, которая развернулась в наши дни с небывалой силой, это и «Псковитянка», и знаменитый исполнитель, и так далее. Я сказал на встрече с губернатором, что с момента основания Пскова, о котором было записано, что о Пскове граде не известно, когда он был основан и какими людьми, так вот с этого таинственного года никогда не было такой концентрированной художественно-концертной программы, это впервые. Губернатор сказал, что я остроумный человек.
Второй кит – это туризм, чтобы поехала публика, и третий – это охрана, показ и пропаганда памятников истории, культуры, искусства, этнографии.
Может быть, это принесет какое-то экономическое оживление Пскову, где разрушена промышленность, где нет нефти и газа, где вообще надо считать деньги.
Вспомните Данию, там же ничего этого нет – ни газа, ни нефти – и процветающая страна. Надо думать, как выходить из этого положения великого города Пскова с печальной судьбой [ 6 ].
Еще я спрашивал многих людей: господа, неужели вы не знаете, в преддверии какого события вы живёте? Да, говорят, конечно, знаем, 2012 год, выборы президента и так далее. Да, 2012 год. Но на самом деле это будет год 1150 создания Российского государства. В 862 году пришел Рюрик, были созданы города, ядро государства, это была Ладога, это был предНовгород, Новгорода тогда еще не существовало, он позднее был вписан в летописи. А тогда он назывался загадочно Хольмград, это известно из скандинавских источников, может быть, это был Холмгород, Холмоград. Это Рюриково городище сейчас. Потом возникли Ростов, Муром, Полоцк, округ Белоозеро, это было ядро, это был 862 год.
Потом – 882 год, Киев, мать городов русских, это уже Олег. Вот посудите, господа, 862 год – дата более-менее достоверная, и всего двадцать лет спустя – 882 год – создание великой, крупнейшей в Европе державы! В короткий срок – мощный рывок навстречу будущему. Это совершенно замечательное событие. Мы – наследники этого события. Но раз мы наследники, значит, этот юбилей должен быть юбилеем трех государств – России, Белоруссии, Украины. К сожалению, никто почему-то об этом не говорит!
У нас могут быть трения с Лукашенко, с Белоруссией, с Януковичем, с Украиной, с НАТО и так далее. Но мы же хотим вспомнить о вечности, о том, что было в начале! А в начале был единый язык, единая культура, единое экономическое и транспортное пространство, единая вера (но чуть позже), единая письменность.
Боже мой, какой общий корень народа сложился тогда! В XIV веке начался распад, но в начале было потрясающее единство! Вспомним!
И этот юбилей – юбилей не 862 года, а всех двенадцати веков нашей истории, всех двенадцати! Это – общенародный юбилей, потому что он – ценность для нашей истории и для всего нашего народа. А мы этого никогда не вспоминали, при том, что огромное количество духовной человеческой ценности накопилось за эти века. И какими наследниками, какими современниками мы теперь являемся?
Если мы говорим о Пскове, то мы надеемся и думаем, что если красота спасла мир, что если в Пскове все сложится в отношении наших огромных духовных ценностей благополучно, то эта красота спасет всех нас – и псковичей, и самих Хранителей Наследия, которые получили сегодня этот знак. И всю нашу страну.
Тот, кто спасет красоту Пскова, спасет и самого себя.
Анатолий КИРПИЧНИКОВ,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН, г. Санкт-Петербург
1 См.: С. Давыдова. «Это напоминает кадры разрушения храма Христа Спасителя» // «ПГ», № 43 (164) от 12-18 ноября 2003 г.; С. Прокопьева. Пробивали и пробивать будем! // «ПГ», № 45 (166) от 26 ноября - 2 декабря 2003 г.
2 См.: С. Прокопьева. Позолоченная набережная // «ПГ», № 42 (113) от 31 октября – 6 ноября 2002 г.
3 См.: С. Прокопьева. Еще один кирпич в стене. Культурный слой потащили в суды // «ПГ», № 2 (271) от 18-25 января 2006 г.
4 См.: С. Прокопьева. «Вы должны были отправляться на войну за свои памятники» // «ПГ», № 20 (190) от 2-8 июня 2004 г.; Савва Ямщиков: «Пока Бог дает нам двигаться, мы сделаем все, чтобы вернуть Пскову облик, который он имел…» // «ПГ», № 29 (199) от 4-10 августа 2004 г.
5 См.: С. Прокопьева. Моральное право // «ПГ», № 21 (240) от 1-7 июня 2005 г.
6 См.: Анатолий Кирпичников: «Здесь жили не крепостные, а свободные люди». Беседовал Л. Шлосберг // «ПГ», № 17 (438) от 6-13 мая 2009 г.