Надоело. Надоело учиться. Не в смысле – получать жизненный опыт и узнавать новое, а быть тесно и неразрывно связанной с системой образования. Сначала собственное десятилетие школы, потом институт, потом год работы на педагогическом поприще (угораздило же!), а тут и Саша стал первоклассником. И потянулись бесконечные «жи-ши», «иксы», «игреки» - и седьмой год уже тянутся. Конечно, Александру осталось не так уж много. Четыре года – и прощай, школа. Но как раз настанет Львиная очередь грызть гранит науки. И опять, опять все заново...
Среди родителей идет бурная дискуссия – стоит ли вообще помогать ребенку в делах школьных. Мол, «мы сами учились». Мне же кажется, что любому школьнику в тот или иной момент бывает нужна родительская поддержка. Другое дело, что кому-то – больше, кому-то – меньше.
Вот Саша был не из тех учеников, которые «схватывают налету» и мне, по сути, шесть лет приходилось выступать в роли универсального репетитора1 . Но у любой мамы есть предел прочности, а любому ребенку приходит время самому зарабатывать свой успех. Так что первую четверть этого года мы посвятили отучению от домашнего обучения.
Александра я честно предупредила: караул устал.
- Мусь, расслабься, я уже не маленький и сам могу, - успокоил мой «большой» ребенок.
- Конечно, прошлый год ты практически без моей помощи отлично учился, - это я изрядно слукавила. Приходилось и устные предметы параграфами переучивать, и сочинения переписывать. Но для подержания боевого духа не грех прибегнуть и к хитрости.
Сразу отпустить вожжи родительская гиперответственность мне не позволила, я решила оставить под контролем «слабые места». Например, смысл текста Саша воспринимает и запоминает отлично, но при чтении – торопится. Поэтому имена собственные интерпретирует, как хочет.
- Что задано?
- Легенды гарема…
- ???
Открыли параграф, пригляделись: «Поэмы Гомера». Очень характерная для Александра история!
Устные предметы мы свели именно до проверки дат, имен, географических названий. Алгебру и физику – до формул. Договорились, что Саша делает мне соответствующий список (работает моторная память), а я по нему быстренько проверяю. В результате завелась удобная тетрадь-шпаргалка по всем предметам.
Письменные задания по математике и русскому я оставила практически без присмотра (помогаю, только если спрашивает). Математик Саша действительно посильнее меня, ну а за грамотность – сколько ж можно бороться!
Какой же приятный сюрприз ждал меня после первой недели ребенкиной самостоятельности! Тетрадь по русскому пестрела «четверками» и «пятерками»! Все-таки сказалась начитка. Впрочем, и ошибки, и описки случаются – куда же без этого. Раз в неделю, а то и в две, я прошу Сашу сделать работу над ошибками – объяснить орфограммы, подобрать похожие примеры. Эта практика существует у нас давно и дает хорошие результаты, так что – оставлять не стоит.
Сложнее всего было устраниться от написания сочинений. Над Сашей довлеет магия моей профессии, он верит, что мама – специалист по текстам. Наверное, и я перестаралась в предыдущие годы, проявляя излишнюю сочинительную активность. Так что, первое время сын канючил, не переставая:
- Мууусь, помоги.
- Могу помочь набросать план…
- План я и сам могу, помоги написать. Ты же быстро, а я буду весь вечер сидеть.
Аргумент «оценивать будут тебя, а не меня» - не срабатывал. Приходилось самоустраняться – придумывать себе огромную занятость, головную боль, убегать на прогулки. И все равно по возвращении меня упорно ждал черновик и записка: «Проверь, я встану пораньше и перепишу!»
Надо сказать, что мое самоотлучение пошло Сашиным писательским талантам весьма на пользу. Конечно, веселые ляпы типа «Андрий признался панночке в любви и тут же изменил Родине» регулярно встречаются, но тексты стали стройнее и интереснее. Я перестала править Сашины сочинения (кроме совсем уж грубых ошибок), даже если очень хочется. Вместо этого вкладываю в тетрадь записку «Молодец, мне очень понравилось!» или даже просто говорю, что не успела проверить, а потом поздравляю сына с заслуженной оценкой.
Канючить Александр прекратил и преисполнился уверенности в себе. Местами, я бы даже сказала, излишней самоуверенности. На чем немедленно погорел.
Любимый Сашин предмет нынче – информатика, иметь «пятерку» в четверти здесь для него – дело чести. И вот по информатике задали мини-реферат, позволив выбрать тему. «История компьютерных игр», - определился Александр и – расслабился. Неделю гулял-читал, а накануне срока сдачи – спохватился.
- Мам, пусти-ка меня в интернет, надо рефератец накатать.
- К какому?
- К завтрему!
- Упс! Не успеешь.
- А, успею!
Обнаружив обилие материала, дитя побледнело и заскрипело:
- Ма, давай я ссылки соберу, а ты текст слепишь...
- Нее, мне работать сегодня. Я лучше посплю, пока ты компьютер занял.
Дитя надулось. Потом щелкнуло пальцами... и освободило рабочие место.
- Все???
- Ага!
Хитрый отпрыск выискал бесплатную раздачу рефератов в сети, скачал и расслабился. Я взглянула и скептически отметила, что и лексика, и уровень знаний явно выше, чем даже у такого умного ученика седьмого класса. Да и тема как-то не совсем та.
- Сойдет! – уверил Александр и оправился спать.
Из школы на следующий день сын вернулся расстроенный:
- «Пара»...
- По чему?
- По информатике...
Реферат опытный учитель не принял, но дал неделю на исправление. И уж эту неделю Саша честно оттрудился, копая дебри Интернета и составляя свой авторский текст.
Четвертная оценка по информатике уже известна – будет «пять». И по биологии с историей тоже. За другие предметы пока не тороплюсь радоваться – уж слишком часто бывало «не задано» или «там совсем чуть-чуть». Но в глубине души очень надеюсь, что, начиная со следующей четверти, мое участие в педпроцессе сведется к подписыванию дневника. Под хорошими, конечно, оценками.
Мечтать-то не вредно.
Продолжение следует...
Предшествующую публикацию см. здесь.