Статья опубликована в №14 (34) от 05 апреля-11 апреля 2001
История

Перпетуум Нобель

  05 апреля 2001, 00:00

Нобелевскому фонду - сто лет.
За это время Нобелевская премия стала самой престижной в мире, а сам фонд - одним из наиболее удачных финансовых предприятий века

Десятого декабря состоится очередная "раздача" Нобелевских премий. А впервые церемония прошла в 1901 году и была приурочена к пятилетней годовщине со дня смерти Альфреда Нобеля - шведского ученого и предпринимателя, завещавшего все свое состояние на поощрение крупнейших мировых достижений в области науки, литературы и борьбы за мир.

Только раз за сто лет традиция была нарушена, когда в 1920 году награды решили вручать не в день смерти Нобеля, а в июне. История умалчивает, чем был мотивирован этот перенос. Кажется, организаторы захотели сделать церемонию более романтической, погрузив ее в атмосферу стокгольмских белых ночей и любимого шведами летнего солнцестояния - Мидсоммар. Только из этого ничего не вышло. Незадолго до церемонии умерла наследная принцесса Маргарета, королевская семья надела траур, и никто из ее членов на вручение премий не прибыл. К тому же день выдался пасмурным и дождливым. С тех пор устроители не решались больше изменять священному дню 10 декабря.

ИМЕНИННИКИ

Не только день, но и программа празднества не меняется десятилетиями, и юбилейная церемония вряд ли будет чем-либо существенным отличаться от предыдущих. За вручением премий, которое по традиции происходит в концертном зале Стокгольма, последует банкет в городской ратуше. При всем мировом значении "премии номер один" за сто лет так и не был построен специальный, Нобелевский дворец, хотя такой замысел в начале века существовал. По заказу Нобелевского фонда в 1911 году известный архитектор Фердинанд Буберг представил грандиозный проект, в котором соединялись черты американского небоскреба, китайской пагоды, палаццо в духе итальянского Возрождения и еще чего-то, чуть ли не мечети. Такое смешение стилей, по замыслу автора, должно было символизировать широту и космополитичность, характерные для взглядов самого Нобеля, и принципов, которыми руководствуется Нобелевский комитет при отборе лауреатов. Замысел Буберга вызвал бурную реакцию. Дискуссии в обществе заняли несколько лет, но с началом Первой мировой войны на помпезном и дорогостоящем проекте был поставлен крест. Вскоре после окончания войны в Стокгольме возвели ратушу и концертный зал. Их нашли вполне подходящими для проведения нобелевских церемоний.

Итак, 10 декабря более полутора тысяч гостей соберется в концертном зале. Лауреаты получат из рук короля Швеции Карла XVI Густава золотые медали и дипломы, а в "паузах" будет играть Шведский королевский оркестр.

Из концертного зала участники церемонии переберутся в ратушу, где их будет ждать банкетный стол, накрытый на полторы тысячи персон. Двести мест из этих полутора тысяч по традиции отводится студентам. За несколько часов до начала банкета сотрудники оргкомитета начинают раскладывать на огромном столе сотни карточек с именами гостей. При "рассадке" учитываются особые пожелания, высказанные гостями в заполненных за день до банкета специальных анкетах.

Меню банкета держится в строжайшем секрете вплоть до 10 декабря, хотя составляется оно еще в октябре. Зато после банкета в течение всего года в ресторане при ратуше подают так называемые "нобелевские" блюда. По отзывам очевидцев, атмосфера на банкете при всей его изысканности царит очень демократичная. Кто-то охарактеризовал ее как нечто среднее "между королевским приемом, студенческой вечеринкой и семейным торжеством".

Праздник закончится поздно вечером 10-го, приглашенных развезут по гостиницам и домам - лауреатов в лимузинах, их гостей в специальных автобусах. Очередное нобелевское торжество станет историей, но уже на следующий день в сером шестиэтажном здании, расположенном на главном столичном проспекте Стурегатан, начнется подготовка к следующей "Нобелиаде".

РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ

В доме на Стурегатан, 14 располагается Нобелевский фонд. Здание - его собственность, однако сам фонд, штат которого составляют десять сотрудников, довольствуется офисом размером с большую квартиру. Все остальные этажи и помещения занимают арендаторы. Учитывая расположение здания и высокую цену недвижимости в Стокгольме, можно предположить, что деньги от аренды фонд получает немалые. Все они идут на пополнение премиальных сумм.

Согласно воле Альфреда Нобеля, выбором лауреатов занимаются в основном научные организации: Королевская Академия наук, Каролинский институт, Шведская академия. Достойных борцов за мир выявляет норвежский парламент - стортинг. Отдав право присуждать эту премию за границу (относительную, впрочем: в конце прошлого века Швеция и Норвегия составляли единую унию), Нобель таким образом отметил заслуги стортинга - первого в мире парламента, который поддержал мировое пацифистское движение, опубликовав по этому поводу специальную декларацию. Лауреатов-экономистов определяет Академия наук, но у этой премии - особая история. Она, строго говоря, не совсем Нобелевская. Ни о какой премии по экономике Нобель и не помышлял. В 1968 году ее учредил Государственный банк Швеции, назвав "Мемориальной премией Альфреда Нобеля".

Собственно, Нобелевский фонд к работе по выбору лауреатов из сотен кандидатур, проходящей за наглухо закрытыми дверями, отношения не имеет. Как и все мы, его сотрудники узнают имена награжденных из официальных сообщений. У фонда свои задачи. Главная из них - сохранять и преумножать капитал, завещанный Нобелем. Великий швед выделил на благое дело, как мы уже говорили, все свое состояние, не оставив ни гроша родным и близким. Это были 31,5 миллиона шведских крон, что в нынешних ценах адекватно 1,4 миллиарда крон, или 150 миллионам долларов. Деньги вкладывали исключительно в государственные облигации, имевшие золотое обеспечение. Операции с акциями исключались.

Именно поэтому сохранять и преумножать нобелевские капиталы очень долго не удавалось - они таяли на глазах. Гособлигации дешевели, налоговые льготы, на которые так надеялись душеприказчики Нобеля, предоставлены фонду не были. В парламенте годами обсуждался вопрос о том, чтобы все-таки избавить фонд от обложения налогом на прибыль, но дальше обсуждения дело не шло. В результате к середине 30-х годов реальная стоимость имущества фонда составляла всего треть от первоначальной.

Перемены наступили только в конце 40-х - начале 50-х годов. В 1946 году фонд был освобожден от налогов на доходы, и лишь в 1958 году правительство решилось на "революционный" шаг, предоставив ему свободу в управлении капиталом, включая право инвестировать в акции и недвижимость.

Выдающуюся роль в истории фонда сыграл дипломат Стиг Ромель, который управлял его бизнесом в 70-80-е годы. Не будучи финансистом по образованию, он был им по наитию. В своих действиях он руководствовался интуицией и советами опытных шведских банкиров, прежде всего Валленбергов. Нобелевский фонд первым в Швеции стал покупать акции иностранных компаний. Ромель смело оперировал ценными бумагами и недвижимостью фонда и к началу 90-х увеличил его капитал в два, а объемы прибыли в три раза по сравнению с 1901 годом.

Это не замедлило сказаться на размерах премий. Только в начале 90-х они достигли, так сказать, первоначальных размеров 1901 года (примерно 750 тысяч нынешних долларов). И дальше, на протяжении 90-х, объемы Нобелевской премии медленно, но неуклонно увеличиваются, достигнув в этом году 9 миллионов шведских крон, или 950 тысяч долларов.

Вместе с тем энергичная инвестиционная политика Нобелевского фонда подвергалась в последние годы и резкой критике. В 1995 году норвежские пацифисты из международного движения "Противники войны" обвинили фонд в том, что Нобелевская премия частично финансируется за счет продажи оружия. Пацифисты имели в виду то, что фонд владел пакетом акций шведского концерна Incentive, одна из дочерних компаний которого занималась производством танков. Кроме этого, в начале 90-х фонд купил пакет акций Ericsson, а знаменитая фирма, кроме всего прочего, производит электронное оборудование для ракет и ПВО.

Позицию норвежских пацифистов можно, конечно, понять: фонд, раздающий премии борцам за мир, не может одной рукой бороться за мир, а другой - зарабатывать на торговле оружием. Стоит, однако, вспомнить, что отец Альфреда Нобеля, Эммануэль Нобель, с которого и началась династия предпринимателей, свой первоначальный капитал сколотил на поставках мин и прочего вооружения для русской армии во время Крымской войны. А старший брат Нобеля, Людвиг, в конце прошлого века организовал одно из первых в России, выражаясь современным языком, предприятий ВПК, существующее и поныне под названием "Русский дизель". И наконец, сам Альфред Нобель известен всем как изобретатель динамита.

Владимир ХОЗИКОВ, "ИТОГИ", № 235 .

На фото: Михаил Сульман, исполнительный директор Нобелевского Фонда.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.