Статья опубликована в №19 (338) от 16 мая-22 мая 2007
Культура

Фокус-покус

Престиж – это финальная часть фокуса, когда зритель уже понимает, что его обманули, но не знает, как именно
 Даниил ЯКОВЛЕВ 16 мая 2007, 00:00

Престиж – это финальная часть фокуса, когда зритель уже понимает, что его обманули, но не знает, как именно

«Престиж» (The Prestige),
режиссер Кристофер Нолан (Christopher Nolan).

Минувший 2006 год подарил миру три знаменательных фильма про фокусников: мелодраму «Иллюзионист» (The Illusionist) режиссера Нила Бергера (Neil Burger), комедию «Сенсация» (Scoop) режиссера Вуди Алена (Woody Allen) и непосредственно «Престиж» Кристофера Нолана. Значение термина «престиж» предусмотрительно раскрывают в самом начале фильма – это финальная часть фокуса, когда зритель уже понимает, что его обманули, но не знает, как именно.

«Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!» - хочется вторить вслед за героем известного советского мультфильма «Падал прошлогодний снег» после просмотра «Престижа».

XIX век. Лондон. Помимо распития чая в пять часов пополудни и глядения в окно на постоянный дождь, чопорная Англия развлекает себя откровенным мейнстримовым зрелищем, каким и является выступление фокусников.

По ходу развития сюжета складывается впечатление, что в столице Англии конца XIX столетия всем только и дело было, что смотреть на выступления иллюзионистов. Куда ни киньешь взгляд, вокруг одни лишь маги разных мастей и чародеи крайне высокого уровня посвященности в таинства чудесного.

Глаз создателей фильма, к счастью, сконцентрирован не на всех чародеях Лондона, а всего лишь на двух персонажах из фокусного мира - «Профессоре» Альфреде Бордене (Кристиан Бейл, Christian Bale) и «Великом Дантоне» Роберте Энджере (Хью Джекман, Hugh Jackman). Когда-то они работали вместе под началом изобретателя фокусов Каттера (Майкл Кейн, Michael Caine). Разрыв между фокусниками произошёл из-за несчастного случая со смертельным исходом. Борден стал причиной гибели жены Энджера. Через несколько лет Роберт отомстил Альфреду, отстрелив ему два пальца на руке. Борден ответил, и обоюдные удары привели их к открытой конфронтации. Но даже их личная вражда не могла сравниться с их безумной профессиональной ревностью друг к другу. Когда Борден «Профессор» вышел на сцену с блистательным и почти невероятным номером с перемещением в пространстве, то в отчаянном стремлении открыть тайну аттракциона «Великий Дантон» Энджер стал обладателем еще более ошеломляющего сознание фокуса.

Великолепный актерский состав удалось созвать Кристоферу Нолану под знамена «Престижа»: вечный Росомаха из кинокомикса «Люди Х» (X-Men) - Хью Джекман, еще один герой комиксов и любимец режиссера – новый Бетмен Кристиан Бейл, великолепный англичанин – сэр Майкл Кейн и вездесущая ныне юная звезда Скарлетт Йоханссен (Scarlett Johansson). Если драматическая игра Кейна и Йоханссен не вызывает особых эмоций, то Джекман и Бейл только начинают избавляться от амплуа вечных супергероев. В «Престиже» они предстали в совершенно неожиданных, а потому приятных актерских образах, не испортив фильм излишней вычурностью героев, даже при условии, что играли они всего лишь фокусников. Хотя толики фееричности персонажам «Профессора» и «Великого Дантона» все-таки не хватило.

«Престиж» по всем параметрам грамотно выстроенной интриги является детективом. Концовка фильма будет, в буквальном смысле, как удар под дых. Такого финального перевертыша, наверное, со времен «Шестого чувства» (The Sixth Sense) Майкла Н. Шьямалана (Michael N. Shyamalan) в мировом кинематографе не было. Это даже не подсказка, все равно разгадку интриги зрители поймут только с финальными титрами.

Похоже, что, учитывая великолепие заложенной в сюжете детективной головоломки, режиссер и сценарист Кристофер Нолан все остальные жизненные интриги фильма только обозначил. При этом осталось такое чувство, что Нолан снимал 130-минутный фильм вообще только ради пресловутой пятнадцатиминутной шокирующей развязки. Все предшествующие ей два часа режиссер вместе с актерами лишь всячески отвлекали зрителя от финального престижа, затрагивая классические проблемы голливудского кино о природе добра и зла.

Зрители, конечно, покачают головой и скажут: «Кто бы мог подумать, что так выйдет» - но через пару дней многие уже и забудут, что же такое, этот «Престиж». Другой вопрос, что такие искусные финалы, творения «ручной выделки», в современном кинематографе – большая редкость, а природа фокусников и режиссеров во многом схожа, им нужно любой ценой привлечь внимание зрителя к действу. За это мы их и любим.

Во время просмотра фильма не забудьте: «Каждый фокус состоит из трех частей или действий. Первая часть называется наживка. Фокусник показывает вам самый обычный предмет. Возможно, даже просит убедиться в том, что он реальный. Второе действие называется превращение. Фокусник берет этот самый обычный предмет и делает с ним что-то необычное. В этот момент вы начинаете искать разгадку, но не находите. Третья, самая сложная часть номера, называется престиж. Когда предмет должен вернуться...»

Даниил ЯКОВЛЕВ.

Смотрите на лицензионном видео.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.