Дружба народов не в чести у российских правоохранительных органов и тех, чьи права они охраняют
«Консульство фашистской Эстонии» - такая листовка со стрелочкой и адресом упомянутого консульства висела 9 мая на всей Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. В багрово-черных устрашающих тонах. Уже не первый день дипмиссию на Большой Монетной улице пикетировали «Наши». Вероятно, они рассчитывали на то, что страшная листовка вызовет среди петербуржцев волны народного гнева, и в День Победы туда ринутся народные массы с гнилыми помидорами и тухлыми яйцами.
Питерские «нашисты» отрядили на борьбу с эстонским консульством клавишно-пневматический духовой инструмент. Фото: Виктор Николаев |
(В этот же день, 9 мая, в Петербурге были задержаны молодые ребята, раздававшие листовки примерно такого содержания: нужно помнить уроки Победы, нельзя, чтобы ужасы войны повторились, нужно противостоять национальной вражде… Как это смеет кто-нибудь без разрешения большого государственного начальства такие листовки раздавать?! Это же экстремизм!)
…У эстонского консульства наяривала гармошка, главный «нашист» Леонид Курза организовывал раздачу молодым людям и девицам листочков со словами песни «День Победы» (впрочем, и с листочками, как выяснилось, спеть эту песню они не смогли). Вдруг – это было около 15 часов дня – перед особняком на Большой Монетной появилась группа людей, около 20 человек. Трое из них на почтительном расстоянии друг от друга стали разворачивать плакаты, поясняя окружающим, что они проводят индивидуальные пикеты.
«Нет антиэстонской истерике», «Кому война, а кому мать родна?» и еще плакат – на одной стороне латиницей, а на другой кириллицей: «Эстония + Ингрия = Дружба». Правда, в варианте латиницей были спутаны эстонские и финские слова… Как объяснил молодой человек Сергей, он принадлежит к неформальному клубу практикующих краеведов «Ингрия»:
– Ингрия – это старинное название земли, на которой расположен Санкт-Петербург. Здесь всегда жили славянские и финно-угорские племена, и было принято дружить с соседями…
Дмитрий: «Я не хочу, чтобы наш город был городом, где около дипломатических представительств происходили бы такие позорные вещи, как делают всякие «Наши». Фото: Виктор Николаев |
Но задержать краеведа не удалось. Конечно, его товарищи, в свою очередь, и книжечки с Конституцией достали, и стали ссылаться на законы, и предусмотрительно держали связь со СМИ – но, как показывает жизнь, это не помогает, если сотрудники правопорядка наделены инструкциями, которые главнее всяких конституций. Но в данном случае инструкций не было. Потому что те, от кого исходят инструкции, не были поставлены в известность краеведами и примкнувшими к ним ребятами из Антивоенного комитета и Республиканской партии… И имели на это полное право: формат мероприятия, не говоря уже о статье Конституции о свободе собраний, не требовал подачи специальной заявки.
Непонятно чем перепуганный Курза бросился вызванивать ОМОН. И тот не замедлил явиться в лице товарища, который потребовал у корреспондента одной из газет убрать фотоаппарат: «Иначе я его в задницу тебе засуну!». На это его попросили «не размахивать руками и не выражаться нецензурно» - напомним, это стандартная формула протоколов, составляемых милицией в адрес различных задержанных «несогласных»…
Майор Сергей Иванович Жур (с его удостоверением удалось-таки ознакомиться) странно реагировал на слова «Конституция», «одиночное пикетирование» и даже «дружба народов». (Впрочем, ничего удивительного: не так давно автору этих строк стало известно о таком случае. Некий предприниматель решил зарегистрировать – чего уж невиннее – общественную организацию «Белая Русь» в поддержку пресловутого Белорусско-Российского союза. Одной из целей организации было заявлено «укрепление дружбы народов». Минюст РФ потребовал объяснить, что именно имеет в виду автор устава под этим словосочетанием. Регистрация не состоялась. А тут – Эстония!..)
Гвоздем программы краеведов стал небольшой плюшевый Мишка. Симпатичная игрушка. Одна из участниц привезла ее из Таллинна. Мишка был в шапочке цветов эстонского флага – сине-черно-белый, с флажком этих же цветов. «Уберите это!» - раздался грозный рык майора Жура. «Простите, мне с моей любимой игрушкой уже ходить нельзя?» - ответили ему. Выводы майор сделал, мягко говоря, странные: он решил, что Мишка – это не просто Мишка, а в нем находится замаскированный диктофон. «Ну что, все записали?» - косясь на Мишку, то и дело спрашивал он… «Призрак английского камня», - так откомментировал этот сюжет один из моих коллег.
Слово «война» во время российско- эстонского конфликта стали писать без кавычек. Фото: Виктор Николаев |
Во время «краеведческого мероприятия» лично я получила массу интересных впечатлений: раздражение представителей правопорядка и охраняемых ими «нашистов» вызывали не только «проэстонские плакаты» и «звукозаписывающий» Мишка во «вражеских» цветах, но и флаг Санкт-Петербурга в руках у девушки Кати – скрещенные якоря на красном фоне… И даже… георгиевская ленточка у одной из девушек. Видимо, на эти ленточки тоже существует негласная монополия.
Тому есть подтверждение. Как рассказывает лидер петербургского молодежного «Яблока» Александр Шуршев, его коллеги искренне прониклись было этой акцией и обратились в Смольный с просьбой выделить для их организации несколько десятков таких ленточек. И получили отказ – «мы для организаций не выдаем, у нас волонтеры есть». Тем не менее, как сообщила пресса, вечером 9 мая «Наши» повязали к решетке консульства Эстонии несколько тысяч таких ленточек… Теперь понятно, кто имелся в виду под «волонтерами».
…14 мая вечером в Санкт-Петербурге на углу Невского и Малой Конюшенной состоялся уже разрешенный митинг солидарности с Эстонией, инициированный рядом антифашистских и правозащитных организаций. Митинг прошел спокойно, милиция старательно переписывала все плакаты, включая понятный теперь без перевода после «Евровидения» «Lasha tumbai» («Лаша тумбай»). И перед завершением мероприятия торопила организаторов: «А то сейчас «Молодая гвардия» придет…» Но – не пришла.
Светлана ГАВРИЛИНА,
Санкт-Петербург, специально для «Псковской губернии».