Статья опубликована в №14 (333) от 11 апреля-17 апреля 2007
Культура

Городу и миру

О чем бы вы ни говорили, вы будете говорить о любви
 Даниил ЯКОВЛЕВ 11 апреля 2007, 00:00

О чем бы вы ни говорили, вы будете говорить о любви

«Париж, я люблю тебя» (Paris, je t aime),
режиссеры: Итэн Коэн, Джоэл Коэн, Уэс Крейвен, Альфонсо Куарон, Жерар Депардье, Томас Тыквер, Гас Ван Сент, Александр Пейн, Вальтер Саллес, Гуриндер Чадха, Кристофер Дойл, Оливье Ассаяс, Фредерик Обертен, Эмманюэль Бенбии, Сильван Шоме, Изабель Койшет, Ричард ЛаГравенезе, Винчензо Натали, Брюно Подалиде, Даниэла Томас, Оливер Шмитс, Нобухиро Сува.

Наши знания о Париже во многом ограничиваются школьным курсом истории. Навскидку вспоминаются основные достопримечательности вечного города: Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр, Собор Парижской Богоматери, Триумфальная Арка, Бастилия. Можно подумать еще и назвать имена трех мушкетеров, Наполеона, Марии-Антуанетты, Бельмондо и Ришара.

Заштампованное школьным образованием и телевизионными программами сознание рождает ответы, по которым нельзя судить о настоящем Париже. Как нельзя полагаться на выдумки, до сих пор гуляющие по миру, о том, что в России жители ходят по улицам в валенках и распевают целыми днями «Катюшу».

В Париже возможно многое. Кто-то хочет станцевать здесь свое последнее танго, иным только бы одним глазом увидеть, а потом хоть умирай. Другие люди, возможно, не желают делать в Париже что-то в последний раз, и уж тем более умирать. Париж, сам, возможно, того не желая, рождает надежды, обостряет желание жить и чувствовать мир по-новому. Хотя, как всякое радостное и свежее впечатление нивелируется бытом и обыденностью, так и жизнь парижан съедается действительностью. Фильм «Париж, я люблю тебя» пытается расшевелить окоченевшее сознание людей.

«Париж, я люблю тебя» - кинозарисовки о жизни в Париже, без гламура и патетики. Только переживания режиссеров и актеров, только их мысли, помноженные на искренние чувства об этом городе.

Разделять этот киноальманах на профессиональные кинематографические составляющие части не хочется, да и нельзя. Актерская игра, режиссура, музыка – все органично вплетается в роман о Париже и в роман с этим городом. У этой бесконечной, по сути, истории о прекраснейшем городе на Земле есть главы. Свои пятиминутные разделы, временами приятно удивляющие, в чем-то печальные, но везде радующие жизненной недосказанностью. vХоррормейкер Уэс Крейвен (Wes Craven) снимает непривычную для себя галантную шутку при помощи персонажа Оскара Уайльда. Режиссер Альфонсо Куарон (Alfonso Cuaron) задорно смеется с участием любящего покурить Ника Нолти (Nick Nolte). Братья Коэн (Ethan Coen, Joel Coen) в своей черноюморной манере поведают о том, что в Париже не стоит слишком пристально смотреть на целующиеся парочки в метро.

Можно посмотреть и забыть историю о мужчине, который вроде бы «хороший, остроумный, и машина у него в полном порядке», но так и не смог найти ту единственную, а Париж дарит ему эту возможность. Девушка-мечта буквально падает в обморок около его машины.

В новелле о юноше, влюбившемся в девушку-мусульманку, можно узреть глубокий социальный подтекст и сделать глубокомысленные выводы об интеграционных процессах, идущих в современном обществе. Горько смотреть, как молодая мама оставляет свою маленькую дочь и едет нянчить чужого ребенка, но нужны деньги, а это так узнаваемо.

О проблеме «вавилонского» недопонимания вещает рассказ Гаса Ван Сента (Gus Van Sant). Болью одиночества и в тоже время такой простодушной надеждой пронизан монолог американки в новелле Александра Пейна (Alexander Payne), она – продукт общества потребления никому не нужный, кроме себя. Она одна, но не одинока. Нет в ее жизни всепоглощающего отчаяния. Она понимает, что вокруг нее нет пустоты, а есть прекрасный город. И – люди, пусть жестокие, добрые, разные, но люди, которые могут дарить общение и улыбки, и всё-всё-всё.

Своеобразным духовным продолжением истории американки будут отношения, описанные Томасом Тыквером (Tom Tykwer), между слепым юношей и молоденькой актрисой. Это так трогательно. Это магия. Это кино. Это хронометраж в пять минут и это близко к тому, что называют «гениально».

«Париж, я люблю тебя», прежде всего, посвящен любви, не столько к городу, сколько любви в общечеловеческом смысле. Создатели фильма вольно или невольно подбираются к вселенским глубинам понятия «любовь». Раскрытие всех секретов, как обычно в жизни, лежит на поверхности, но чтобы любить, надо понимать, а чтобы понять, нужны слова. Киноальманах «Париж, я люблю тебя» произносит нужные слова. Вот как эти, устами героини в новелле Томаса Тыквера: «Иногда жизнь требует перемен, изменений, как со временами года. У нас была чудесная весна, но лето закончилось, и мы пропустили нашу осень. А теперь внезапно наступил холод и такой холод, что все начало замерзать, и наша любовь уснула, и снег все укрыл. И если ты засыпаешь на снегу, то ты не чувствуешь, как приходит смерть».

Даниил ЯКОВЛЕВ.

Смотрите на лицензионном видео.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.