Суета вредит не только людям, но и придуманным ими драконам
«Эрагон» (Eragon),
режиссер Стефен Фенгмейер (Stefen Fangmeier).
Для большинства людей фильмы в жанре «фэнтези» - это стандартный «суповой» набор, включающий в себя средневековую атрибутику, вкупе с длиннобородыми волшебниками, хорошими или плохими драконами.
Добавляем в этот бурлящий котел для остроты вкуса эльфов, гномов и прочих единорогов. Все эти разношерстные действующие лица пытаются выговорить много непонятных названий фэнтезийных географических объектов. К тому же сказочное Отечество находится в перманентной опасности, а спасти его может только главный герой и его сподвижники.
По этой накатанной шаблонной дорожке пошли и создатели «Эрагона», когда экранировали первую книгу эпоса Кристофера Паолини (Christopher Paolini). Деревенский парнишка с простым именем Эрагон (Эдвард Спелирс, Edward Speleers) случайно находит в лесу яйцо дракона. Это только философы спорят, что первично – яйцо или курица. В истории про Эрагона именно яйцо дракона стало отправной точкой большого путешествия, предопределенного судьбой и предопределившего судьбы героев. В ходе их «крестового похода» Эрагон поймет, что является тем самым человеком, который сумеет защитить родную землю от нашествия Зла.
Видимо, голливудские продюсеры были всерьез озабочены слишком долго пустовавшей нишей фильмов в жанре фэнтези, поэтому и заложили поспешно кирпич в мощную стену фэнтизийного кинематографа, сняв первую часть трилогии Паолини про боевитого юношу Эрагона. Судите сами, со времен финальной части эпоса «Властелин колец» (The Lord of the Rings) прошло два года, а снятая в прошлом году первая часть «Хроник Нарнии» (Chronicles of Narnia) про льва, колдунью и шкаф не спешила обзаводиться продолжением. Как известно, трилогия «Властелин колец» была обласкана и зрителями, и американскими киноакадемиками, вручившими ей немало «Оскаров». Начало «Хроник Нарнии» также собрало много-много денег в мировом прокате. «Эрагон», скорее всего, не станет исключением в этом славном ряду «фильмов – выкачивателей денег» из карманов зрителей. Только первая неделя пребывания фильма в американском прокате принесла создателям 22 миллиона долларов при затраченных на производство 100 миллионах.
Чем хотели привлечь зрителя демиурги «Эрагона»? Прежде всего, масштабными батальными сценами с участием драконов. «Драконьи эпизоды» во многом искупают безыскусный сценарий фильма, построенный на путешествии «туда, не известно куда, чтобы найти, то, не известно что». Как бы это кощунственно ни звучало, но драконы переигрывают «картонных» главных героев-людей. Синий дракон по имени Сапфира – просто отдельный восторг. Такого прелестного сказочного персонажа, как Сапфира, мне со времен кота из второго «Шрека» еще ни в одном фильме не попадалось. У этого дракона крылья и макушка покрыты перьями, глаза голубые, а нрав добросердечный. Сапфира разрушает стереотип о драконах как о злонравных сказочных животных, которые через слово жарят окружающих огнем.
Эдварду Спелирсу, сыгравшего героического Эрагона, вероятно, не дают покоя лавры Элайджы Вуда (Elijah Wood), сыгравшего Фродо во «Властелине колец». Хотя кумиром девушек-подростков, при своей героико-смазливой внешности, он станет точно. Роль Джимона Хонсу (Djimon Hounsou) небольшая и какая-то бессодержательная. Джона Малковича (John Malkovich) за весь фильм показали пару раз по полторы минуты и ясно, что актерское мастерство Малковича никуда не делось. Каждое его, хоть и непродолжительное, появление на экране – это пиршество актерской игры, но хотелось бы больше Малковича. Джереми Айронса (Jeremy Irons) создатели фильма вообще убили чуть ли не в самом начале, а ведь его герой Бром был весьма занимательным. Порадовал харизматичным персонажем Роберт Карлайл (Robert Carlyle) в роли злодея по имени Тень. У Тени красные волосы, меняющиеся глаза – то растерянные, то хитрые, то злые, в общем, занимательный персонаж вышел у Карлайла.
Фильм снят по книге пятнадцатилетнего писателя – Кристофера Паолини, так что перегибы сценария напрямую связаны с реалиями книги неискушенного автора. Проявления его юного внутреннего мира, наполненного персонажами, поставившими себе цель – ни дня без подвига, как раз понятны. Только, по меньшей мере, кажутся странными решения сценаристов картины, оставивших в фильме весь этот «махровой» героического пафос. Диалоги из серии: «Я сейчас спасу мир, кто со мной?» или «Бросьте меня – я умираю, не волнуйся – ты выживешь» – несколько раздражают зрителя старше восемнадцати лет.
При всей наивности и героичности фильм лишен излишне натуралистичных сцен, поднадоевших в прочих образцах жанра. Прорисовка компьютерных драконов и других сказочных персонажей выполнена на высоком голливудском уровне. При некоторой шаблонности главного героя Драконы, эльфийка Ария, Тень, Бром – весьма колоритные и даже самобытные персонажи. Но кинокартине не хватает динамики, а логические провалы сюжета сводят к минимуму положительный эффект от классно снятых батальных сцен и забавно нарисованных драконов.
Фильм достаточно неожиданно заканчивается. Зрители переглядываются в недоумении: «И что – это всё?». Конечно, нет. Хитрые голливудские продюсеры растянут удовольствие от картины еще как минимум на две серии. Так что приключения Эрагона сотоварищи продолжатся, и нам еще придется ждать или, возможно, даже опасаться продолжений, задаваясь риторическим вопросом: «А чем же закончатся их увлекательные похождения?»
Даниил ЯКОВЛЕВ
Смотрите на лицензионном видео.