Псковская гордума третьего созыва окончательно приняла бюджет Пскова, но городская администрация еще посмотрит и покажет, как этот бюджет исполнять
9 марта 2007 года состоялась заключительная сессия Псковской городской Думы третьего созыва. Проводить третью Думу в последний путь пришли и. о. начальника городского финансового управления Тамара Винт (исключительно по долгу службы – первым вопросом основной повестки дня значилось второе чтение городского бюджета на текущий год), заместитель мэра «по связям с общественностью» Александр Гончаренко, председатель административно-правового комитета администрации города Джемал Малышев, избиратели (около 2 человек) и многочисленные журналисты.
«Дурацкие сомнения»
Леонид Трифонов торжественно сообщил, что третья Дума, на долю которой выпало празднование 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, 60-летие Победы, 10-летие самой Думы, уходит в историю. Фото: Александр Сидоренко. |
Напомним, что на предыдущей сессии депутаты после того, как утвердили бюджет в первом чтении, большинством голосов отказали мэру в разрешении на кредит под благовидным предлогом, что вопрос этот не был рассмотрен профильным комитетом Думы. Чем немало обескуражили господина Хоронена, рискнувшего тогда пойти на компромисс: прямо на сессии отредактировать бюджет до «бездефицитности» с условием, что ему тут же разрешат взять 50 млн. рублей в долг! Своим посланием Думе 9 марта Михаил Яковлевич ясно дал понять парламентариям, что он о них думает. И крепко дал, но тут же «замучила отдача».
Кроме миролюбиво настроенной Светланы Андреевой, навстречу мэру никто идти не собирался. Вспыльчивый Виктор Степанов был явно оскорблен и предложением, и предположением: «Всё время ставится под вопрос наша элементарная порядочность! Предлагаю оставить вопрос вторым, чтобы ни у кого не было дурацких сомнений в том, что мы можем работать конструктивно!» Депутаты, задетые за порядочность, так и поступили.
Кроме двух вопросов основной повестки дня (бюджет и кредит) внесли в дополнительную еще пять. Это вопрос об изменении регламента Псковской гордумы, о приостановлении недавно принятого Положения о статусе городского депутата, об установлении дополнительной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии председателя Псковской городской Думы, об оплате труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы и о передаче в собственность области здания кинотеатра «Молодежный».
Чтобы у читателя не возникло ощущения, что последний вопрос он «уже видел» [ 1 ], и не раз, поясним: на сессию вынесли еще одно письмо, но уже от администрации Псковской области, которая обнаружила, что решение гордумы о передаче многострадального кинотеатра не соответствует федеральному законодательству. Поэтому надо было вопрос срочно «перерассмотреть», поскольку областная администрация уже и конкурс на подрядчика провела, а 10 млн. рублей ему перечислить не может. Готовое и соответствующее решение к письму прилагалось.
«Если Александр Михайлович меня простит»…
Напомним, что в первом чтении был утвержден бездефицитный городской бюджет, расходы и доходы которого составляют 1,656 млрд. рублей соответственно. Ко второму чтению депутаты рассмотрели всё «постатейно». Журналисты только успевали записывать: 330 тыс. рублей добавляют на студенческие медпункты в политехе и педагогическом университете; 1,5 млн. рублей – Николаю Соболю на школу (извините, на строительство школы на ул. Рокоссовского, за которое пять лет борется депутат Соболь); 2,6 млн. рублей – Леониду Трифонову на Думу (еще раз извините: на столько увеличены расходы Псковской городской Думы по предложению председателя Думы третьего созыва, не для себя Леонид Николаевич просил, как стало ясно 12 марта, совсем не для себя); 10 млн. рублей – Александру Копылову на муниципальную программу ипотечного жилищного кредитования: взять их решили, по предложению Александра Михайловича, у «Псковских тепловых сетей», настоятельно просивших увеличить свой уставной фонд на 38 млн. рублей.
Растерянно изучал бюджет депутат Иван Цецерский: «Я не вижу предложений, прозвучавших на депутатских слушаниях, и моих. Тех 600 тысяч рублей на ремонт улиц Полковой и Войсковой, по которым председатель гаражного кооператива в Шабанах выступал» [ 2 ]. Председатель бюджетного комитета Альберт Бессмертный ему доходчиво пояснял, что этот вопрос еще на проработке у городской администрации, дадут в мэрии «добро» - включат и Полковую с Войсковой.
С легкой ленцой, даже не приподнявшись над своим стулом, главный юрист городской администрации Джемал Малышев поинтересовался: «Почему заявка Ивана Николаевича Цецерского на 600 тысяч рублей без рассмотрения мэра не включена, а 10 млн. рублей Александру Михайловичу Копылову без того же рассмотрения включены? В чём разница между депутатами?» Господин Бессмертный и господин Трифонов пояснили ему, что дело не в депутатах, а в том, что ипотека – самый больной вопрос, а «Доступное и комфортное жилье» - самый сложный национальный проект.
Николай Лыжин припомнил о существовании областной программы ипотечного жилищного кредитования – зачем же у ПТС деньги брать (Николай Георгиевич рассчитывал, что из 38 млн. рублей что-нибудь перепадет на ремонт теплосетей в «его» 4-м микрорайоне), когда область осуществляет финансирование своей программы? Тут приподнялась Тамара Винт, сообщившая, что областная программа приостановлена, по этой же причине приостановлена и муниципальная.
Странно, на прошлой сессии мэр говорил, что все программы действуют, просто из городского бюджета не финансируются, откуда же они тогда финансируются, если областная приостановлена? Господин Копылов за «область» вступился: мол, их программа включена в инвестиционную программу. То есть, наверное, финансируется… Правда, госпожа Винт сделала еще одно замечание: все поправки в бюджет вносятся при наличии заключения мэра.
Но какой еще мэр, когда 12 марта на пороге и надо сделать задел на следующий созыв? «Если Александр Михайлович меня простит, я бы хотел 1 млн. рублей изъять из ипотеки: на дорогу по Полковой и в Корытово», - твердо изложил Иван Николаевич.
«Твою мать!»
Встрепенулась госпожа Наталья Никифорова (бывш. Мтрофанова), сообщившая, что недавно была на Запсковье, и увидела абсолютно «убитый» район: ни дорог, ни дворов. Вот куда надо направить эти «последние несчастные» 10 млн. рублей! Присутствовавшие на сессии мысленно поздравили Наталью Алексеевну с открытием Запсковья, а некоторые вслух пожелали ей совершить подобное путешествие по дворам Завеличья, где расположен и ее избирательный округ. Госпожа Андреева (представляющая один из «запсковских» округов) от ипотечных денег отказалась, но на свои дороги и дворы попросила хотя бы миллиончиков пять, и еще один – на открытие кабинета врача общей практики (попробуй доберись из этого округа до 3-й поликлиники). Миллион на врача дали.
Тем более, что Сергей Калинин вспомнил о еще одном источнике вечного блаженства: расходы на «центральный аппарат городской администрации». И, видимо, не очень ясно для начала изложил свою мысль о необходимости урезания расходов на него на 10 млн. рублей. Наблюдатели, впрочем, так и не смогли понять – по этой ли причине они слышат из уст бывшей госпожи Митрофановой в его адрес: «Может, стаканом в тебя запустить, твою мать? Говорить четко научись!» К чести господина Калинина – он не нашелся, что ей ответить (а мог бы) и к чести господина Коваленко, неосторожно облитого госпожой бывшей Митрофановой из стакана, он не нашелся, чем облить ее. 10 млн. рублей с расходов на центральный аппарат администрации города сняли и направили их в резерв на капитальный ремонт дорог и кровель.
За принятие бюджета во втором чтении проголосовали 12 депутатов из присутствовавших на сессии 15.
Нет вопросов. Есть вопросы.
Не более получаса ушло у депутатов на все остальные вопросы. Вопреки всем «дурацким сомнениям», они единогласно дали согласие городской администрации на открытие кредитной линии в сумме 50 млн. руб. сроком на 1 год по ставке не выше 9% годовых с учетом комиссии для своевременной оплаты за энергоресурсы, финансирование ремонта дорог и благоустройства города. А в решении не без злорадства прописали: контрольно-счетной палате гордумы включить в план проверки использование средств по заявленному назначению.
Быстренько поправили свой (уже не только свой) регламент, в расчете на 25 депутатов следующего созыва: теперь большинство в Думе – это 13 депутатов, а квалифицированное большинство – 17.
В таком же энергичном темпе председатель комитета по правовым вопросам и местному самоуправлению Иван Цецерский предложил установить дополнительную ежемесячную доплату к трудовой пенсии председателя Псковской городской Думы. Также энергично председатель Думы попытался поставить вопрос на голосование: «Есть вопросы? Нет». «Есть вопросы», - обрадовалась Наталья Алексеевна Никифорова. Ее интересовало – сколько же это будет Леонид Николаевич получать? «Я сам не знаю», - сделал признание господин Трифонов. На помощь ему пришла Любовь Юлиановна Михайлова, уже получающая пенсию с надбавкой, но поскольку оперировала она цифрами относительно своего оклада (бывшего председателя комитета, а не бывшего председателя Думы), то полного удовлетворения Наталья Алексеевна не получила. И еще какое-то время пыталась через головы других депутатов побеседовать на эту увлекательную тему с Иваном Николаевичем Цецерским: «Сколько? Пятнадцать? Не пятнадцать?» Остальные 14 депутатов проголосовали за пенсионную добавку председателю.
Также дружно приостановили действие положения о депутатском статусе (выберутся люди – сами разберутся). А вопрос об увеличении на 121 рубль оплаты труда работникам муниципальных учреждений бюджетной сферы с рассмотрения сняли – профильный комитет рассмотреть его не успел… После очередной передачи «Молодежного» от «города» «области» началось короткое прощание.
Леонид Трифонов торжественно сообщил, что третья Дума, на долю которой выпало празднование 1100-летия упоминания Пскова в летописи, 60-летие Победы, 10-летие самой Думы, уходит в историю. И объявил сессию закрытой.
На посошок
Еще в зале заседаний Думы звучал гимн Пскова, а в соседнем здании на ул. Некрасова, 22 уже, наверное, кипела работа. Добравшиеся до своих рабочих мест журналисты обнаруживали ее результаты в своих электронных почтовых ящиках. Пресс-служба городской администрации распространила заявление о том, что «депутаты Псковской городской Думы приняли бюджет с нарушением закона». Впервые гордуме было вменено такое злодейство, как «неопубликование» дополнительной повестки дня, в результате чего «жители города не смогли поучаствовать в рассмотрении актуальных для жизни города вопросов».
И это были только цветочки – все ягодки в бюджете: «Императивным, то есть обязательным требованием законодательства является норма о том, что нормативно-правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из местного бюджета, могут быть внесены только по инициативе Мэра города или при наличии его заключения. Эта норма пронизывает весь бюджетный процесс, начиная с части 12 ст. 35 Федерального Закона № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, части 2 ст. 40 Устава города Пскова, части 4 ст. 29 Регламента Псковской городской Думы, части 10 статьи 29 Положения о бюджетном процессе в г. Пскове».
М-да, чувствуется «рука мастера» – когда только успел Джемал Васильевич «наформулировать» всё это великолепие родной пресс-службе.
Но главное, конечно, в том, что «многие статьи нового бюджета города 2007 г. были приняты с нарушением этой нормы».
Тем самым «администрация города Пскова поставлена перед необходимостью исполнять бюджет, но только те статьи, которые соответствуют требованиям закона». Не соответствуют требованиям закона: увеличение расходов на содержание Псковской городской Думы сверх норматива; сокращение финансирования администрации города ниже норматива; сокращение средств для МП «Псковские тепловые сети»; увеличение ипотечного кредитования на 10 млн. руб. для депутата А. Копылова («в условиях, когда областная Администрация отказалась финансировать данную программу»); «отнесение 10 млн. руб. в виртуальный резерв без конкретизации сферы расходов».
Ответить Дума, по понятным причинам, уже не могла. Но 10 депутатов третьего созыва в ночь с 11 на 12 марта вернулись в четвертую Думу, и подавляющее большинство из них – «не мэрского» десятка. А 15 новеньких – далеко не тот ресурс (даже навскидку), на который городская администрация сможет позволить себе опереться. Так что даже недолгие проводы третьего созыва могут обернуться для команды господина Хоронена лишними слезами в созыве четвертом, которому прямо с колёс придется окунуться в захватывающий процесс деления бюджета.
Эти поделят, можете не сомневаться.
Елена ШИРЯЕВА.
1 См.: Е. Ширяева. Без дефицита счастья нет // «ПГ» № 45 (314) от 22-28 ноября 2006 г.
2 См.: Е. Ширяева. Всё включено // «ПГ» № 8 (327) от 28 февраля - 6 марта 2007 г.