Статья опубликована в №12 (32) от 22 марта-28 марта 2001
Культура

Миф и реальность древнего Изборска

  22 марта 2001, 00:00

Растиражированная местными и центральными газетами (одними – в шутку, другими – всерьез) информация о создании в Изборске мемориальной «тропы Путина» в честь посещения президентом древнейшего уголка страны, явно не способствовала укреплению авторитета музея. Впрочем, большого вреда тоже не случилось, если не считать обилия ироничных шуточек, подколов и прозрачных намеков на конъюнктурность.

Увлеченные пересудами, средства массовой информации оставили без внимания две важные даты в жизни заповедника.

Первая связана с миром науки и исследовательской работы: исполняется 30 лет с начала планомерных археологических изысканий на территории Изборского городища. О том, сколь весом вклад ученых-археологов в изучение древней истории русской земли, говорит такой факт: в основных фондах музея-заповедника насчитывается 46453 единицы хранения. Из них 44015 – предметы археологии, попавшие сюда в результате раскопок. Они проводились практически каждый год, за исключением двух сезонов, когда не удалось найти средств. В 1999 году заповедник восстановил прервавшуюся традицию, оплатив археологические изыскания из своих средств.

- И в этом, юбилейном, году археологи продолжат свою работу на изборской земле, - уверяет директор музея-заповедника Л. Н. Панов. А в том, что древнейшая земля по-прежнему таит в себе массу исторических загадок, сомневаться не приходится. Каждый полевой сезон дарит современникам не только предметы далекого прошлого, но и неизвестные до сих пор памятники истории. Сегодня их - известных и охраняемых - на территории заповедника более ста. А сколько не обнаруженных?

Вторая дата чуть скромнее, но для людей, чья жизнь связана с Изборском, не менее значительна: 5 лет назад российское правительство утвердило право на жизнь историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». В постановлении перечислен ряд мероприятий, которые необходимо провести для утверждения границ заповедника, охранных зон, режима содержания и использования памятников. Сегодня Леонид Николаевич Панов констатирует факт выполнения постановления на сто процентов.

История же музея началась несколькими десятилетиями раньше. Создан он был в 1965 году по инициативе местных жителей и пять лет жил, имея статус общественного. В 1970 году как памятник оборонного зодчества стал филиалом Псковского музея-заповедника. В 1993 году обрел самостоятельность. С того времени и началась работа по его преобразованию в музей-заповедник. По словам Леонида Николаевича, необходимая документация создавалась и согласовывалась в 20 ведомствах федерального значения – от министерств до комитетов и департаментов. Наконец, в январе 1996 года он обрел долгожданный статус, получив при этом не столько права, сколько обязанности. Прежде всего по контролю за сохранностью памятников и заповедной территории. Исполнять их оказалось непросто, поскольку нормативно-правовая база создается и совершенствуется столько же времени, сколько существует заповедник, и как часто бывает, изрядно отстает от реалий жизни.

Одной из наиболее трудоемких оказалась работа по установлению границ заповедника. Сегодня его территория составляет 7734 гектара земли (312 из них выкупили у волости) с расположенными на ней не только памятниками истории и культуры, но и старыми деревнями (общим количеством около 30, насчитывающих от трех дворов и более), продолжающими жить реальной, а не музейной жизнью. Это так называемая зона регулируемой застройки. В таком сочетании прошлого и настоящего заключается одна из главных проблем заповедника: местное население к тому, что его жизнь регламентируется не весть откуда свалившимися правилами, относится неоднозначно.

Дома и участки в прилежащих к Изборску деревеньках в последнее десятилетие стали вожделенной целью горожан: и псковичей, и столичных любителей природы. Есть места (Сигово, Малы), где на одного местного жителя приходится до десятка приезжих. Природой сезонные дачники наслаждаются индивидуально: в меру личных материальных возможностей. По правилам, все работы, сколько-нибудь связанные с домостроительством и использованием земельных угодий, должны согласовываться с руководством заповедника.

На деле же правила сплошь и рядом нарушаются, причем не только хозяевами деревенских изб, но и официальной властью. Один из последних примеров, по словам Леонида Николаевича, связан с действиями администрации Печорского района, вознамерившейся в одной из заповедных деревень (Конечки) открыть колбасный цех, который выплескивает отходы производства в местный водоем, связанный с Мальским озером. Если уж власть позволяет себе поднимать уровень производства и занятости населения за счет благополучия заповедника, то что говорить о рядовых гражданах, большая часть которых вовсе не знакома с правовыми документами. В результате вырастают особняки, ничего общего не имеющие с традиционной формой застройки, уродующие своей вычурностью и пышностью внешний вид природного заповедника. Часть из них построена до того, как территория оказалась в границах заповедника, другие выросли недавно. Искоренить факты самовольства вряд ли удастся в ближайшее время: всегда можно сослаться на то, что началось строительство давным-давно, а сейчас лишь завершается. Да и при явном нарушении едва ли не единственная мера воздействия – штрафные санкции, величина которых по сравнению со стоимостью новостройки смешна. Порой ситуация складывается анекдотичная: одни дачники жалуются на других. Комментируя одну из таких жалоб (весьма именитые жители Санкт-Петербурга адресовали ее аж министру культуры), Леонид Николаевич замечает, что спорные ситуации возникают едва ли не ежедневно, но это – рабочие моменты:

- Компромиссный вариант находится всегда, если стороны заинтересованы в решении, а не в оголтелом отстаивании своей позиции.

За пять лет своего существования заповедник обзавелся приблизительно равным количеством друзей и противников не только среди местных жителей, но и в среде профессионалов. Большинство упреков специалистов сводится к тому, что музей-заповедник чересчур активно занимается коммерческой деятельностью в ущерб научно-исследовательской. Упрек можно отнести к справедливым. И хотя Л. Н. Панов уверяет, что не страдает от недостатка квалифицированных кадров, количественный и качественный уровень научных изысканий оставляет желать лучшего. Но вряд ли уместно ставить это музею в вину: пять лет не тот срок, за который возможно воспитать научные кадры, а привлекать со стороны не всегда реально: Изборск хоть и не край земли, но все же и не центр области. По мнению Т. Ю. Закуриной, возглавляющей сегодня научную деятельность «Изборска», чтобы стать классным специалистом, нужно проработать в музее не менее 10 лет. И хотя развитие науки определено сегодня в качестве приоритетного направления, главная задача изборских специалистов заключается не столько в исследовании, сколько в сохранении того богатства, которым владеет музей.

Чтобы в полную силу заниматься наукой, необходимы средства, и немалые. При самом благосклонном отношении областной власти к существованию музея-заповедника, в роскоши он не купается. Финансирование из областного бюджета в прошлом году, например, не превысило 30 процентов от запланированной суммы. В этом году цифра снова снизится. Вместе с тем собственные доходы заповедника в 2000 году составили 1 миллион рублей. Средства вложены в дальнейшее развитие: активно ведется реставрация крепостных башен. Принятому правилу - каждый год открывать новый объект для туристов - дирекция заповедника следует неукоснительно. И этим опять вызывает скептические оценки коллег: тот же гостевой домик, по утверждению недругов, построен отнюдь не в традициях местного зодчества и используется для приема не простых туристов, а высокопоставленных особ.

- Неправда, - ответствует директор. Использование каждой комнаты можно проследить по гостевой книге, где точно указано, кто, когда и на какой срок снимает номер. Что касается архитектуры, то мы не стремились воспроизвести точную копию изборской избы: учитывая назначение гостевого домика, это невозможно. Но строили мы его на старом фундаменте из местных материалов и таким образом демонстрируем возможности строительства. А традиционную крестьянскую усадьбу, как единый комплекс, составляют блинная, похлебочная и чайная.

Если в первые годы заповедник ориентировался в своем развитии на Изборск, то сегодня акценты смещаются в сторону филиалов, которых у музея три. Расположены они в близлежащих деревнях. В мае в деревне Сигово открывается центр истории и традиций народности сето. С новой экспозицией связаны и планы международного сотрудничества. При поддержке шведского управления по развитию международного сотрудничества (Sida) разрабатывается экологический маршрут с участием трех стран – Латвии, Эстонии и России. Он пройдет через деревни, традиционно заселяемые представителями народности сето. И хотя в изучении, сохранении истории этой народности многое безвозвратно утеряно, появилась реальная надежда спасти то немногое, что осталось. В деревне Макарово воссоздается этнографическое поселение с возрождением традиционных для этих мест быта и занятий жителей. После переезда детского дома из Кильска, его усадьба передана музею-заповеднику. Здесь реализуется идея создания Дома ремесел. Что это такое?

- Новые виды деятельности и новые рабочие места, причем для тех, кто, мастерски владея любым полезным в деревне ремеслом, в силу обстоятельств оказался в тяжелом положении (без жилья, без работы, без средств). Мы готовы обеспечить крышу над головой и возможность заниматься любимым делом. К идее подтолкнула случайная встреча с незаурядным, совсем не старым человеком: эколог по образованию, полный желания быть востребованным в своих знаниях, он попал в дом инвалидов, где буквально задыхается. И сколько таких бедолаг разбросано по социальным учреждениям области! Со всей ответственностью заявляю: мы готовы принять любого, кто желает работать, только дайте о себе знать. Пишите по адресу: 181518, Псковская область, Печорский район, поселок Изборск, ул. Печорская, д. 39. Директору музея-заповедника.

В планах более отдаленного будущего значится у директора открытие в Изборске филиала Лужского сельского университета, специализирующегося на подготовке профессиональных кадров для села. Сегодня идея находится в стадии подписания договора. При успешном решении оргвопросов через три года филиал примет первых студентов. Вот тогда, по мнению Л. Н. Панова, Изборск (не заповедник, а поселок и округа) навсегда избавится от ощущения мрачной беспросветности собственного бытия.

Как знать, может, к тому времени и слухов вокруг музея поубавится, и число друзей возрастет.

Наталья БОБРОВСКАЯ.
Печорский район.

Фото из архива

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.