Дэвид Мэдсен: «Вы вполне можете обнаружить, что вы тоже гностик»
«И так и будет: свет будет светить – иногда в самых удивительных и неожиданных местах»
Литература – это клуб по увлечениям: на каждого автора найдется свой жанр, свой сюжет и свой читатель. Есть, правда, книги, оценить которые очень сложно, в силу некоторых особенностей.
Существуют книги, которые называют «историческими». Не обязательно они должны оставить след в истории. Они просто повествуют о каких-либо событиях или персонах прошедших времен.
Люди, которые пишут подобные произведения, стараются приблизить свои творения к описываемому периоду. Для достижения этой цели автор использует особенности языка эпохи, типичные сценки и персонажей. Кое-что в книге может показаться смешным, непонятным, или даже глупым, и требует особых пояснений от автора либо переводчика.
К примеру, автору (переводчику) приходиться объяснять те или иные речевые обороты, шутки персонажей, особенности жизни и быта своих героев. В крайнем случае, когда постараться как следует нет ни сил, ни возможности, автор стремится пользоваться тем, что есть: не вдается в детали и использует средние общечеловеческие познания об описываемом времени. В таких случаях книга теряет свою оригинальность.
Дэвид Мэдсен – псевдоним английского католического философа и теолога, обладающего немалой известностью в узких кругах. Его профессиональные научные интересы (гностицизм и его влияние на христианскую традицию) нашли отражение в первом и пока единственном литературном произведении Мэдена, названном «Мемуары придворного карлика, гностика по убеждению».
Книгу нельзя назвать вечерним чтивом, хотя читается она достаточно легко. Тексту свойственен юмор и некоторая гротескность, вполне отвечающие духу итальянского Ренессанса. Стиль автора наводит на мысль о том, что писал он на латыни, а не на родном английском. На эту же мысль наводит и обилие латыни в тексте. К сожалению, ни одна из латинских фраз на русский не переведена, что существенно затрудняет понимание произведения.
Как следует из названия, произведение – это воспоминания карлика. Но Пеппе – не простой карлик, он – доверенное лицо, секретарь и личный слуга Его Святейшества Льва Х, Папы Римского. Действие книги происходит в первой половине пятнадцатого века. Италию раздирают на части соседние государства и собственная Инквизиция.
Общая озлобленность, недоверие друг к другу – таков фон книги Мэдсена. Даже удивительно, как в такое время могут появляться люди, стремящиеся к свету. Тем не менее, они появляются. Карлик Пеппе – один из них, человек, которому сама природа положила быть недовольным своим существованием. Его детство нельзя назвать счастливым – он родился в трущобах Рима, где уродство считалось хорошим поводом для плохих шуток. Случай свел Пеппе с членами секты гностиков. Их идеи пришлись карлику по душе, и он вступил в общество, преследуемое Инквизицией.
Секта гностиков принесла немало горя в жизнь Пеппе. Вместе с тем, его возвышение стало следствием знакомства с сектантами. Став придворным карликом кардинала Медичи (впоследствии Папы Льва Х), Пеппе не терял связей с гностиками и лелеял планы отмщения Инквизиции за гибель многих своих друзей.
Нельзя сказать, что Пеппе пользовался своим положением доверенного лица Папы. Его отношение к Льву Х очень неоднозначно. Он любит Льва и одновременно злобно смеется над ним. С одной стороны, Лев Х – его покровитель, а с другой – злейший враг, так как он не способствует распространению «истинно верного» гностического учения. Лев не позволяет нести людям истинный свет – так, как его понимает Пеппе и лишает их надежды этот свет увидеть, стремясь к сохранению существующего порядка вещей. Философия, приверженцем которой является карлик, в конце концов, оказывается ему дороже, чем жизнь его покровителя. Но Пеппе убежден, что это можно понять. И простить убийство.
Гуманизм, провозглашаемый одним из основных принципов Ренессанса и являющийся основным постулатом гностического учения, смешивается у Мэдсена с насилием и кровью. Его герой одинаково спокойно воспринимает и то, и другое. Пеппе не видит противоречий в том, чтобы провозглашать смирение, ненасилие и терпимость, и жестоко мстить как своим врагам, так и врагам своего покровителя.
Приниженное, приземленное понимание жизни легко соседствует с возвышенными идеалами. Царство плоти не отделяется от царства духа.
И над всем этим господствует стремление к красоте – в той мере, в которой оно доступно каждому герою книги. Для кого-то важна красота физическая, для кого-то духовная, для некоторых самым прекрасным будет отсутствие иноверия.
Герой Мэдсена не отрицает того, что идеалы у всех могут быть разными. Но только до тех пор, пока они не затрагивают его мировоззрения. Как только это случается, чужие истины становятся неприемлемыми и даже вредными для окружающих. Их надо уничтожать, по возможности вместе с их носителями.
Для гностиков и Пеппе – это, как ни странно, надежда на то, что когда-нибудь люди перестанут судить о человеке по его внешности, богатству или знатности и начнут терпимее относиться друг к другу.
Татьяна МОРЕВА.
Мэдсен, Дэвид. Мемуары придворного карлика, гностика по убеждению. Перевод с английского А. Митрофанова. СПб, издательство «Симпозиум», 2002.