Заигравшись в жертву, можно потерять всякую жертвенность
«Изображая жертву»,
режиссер Кирилл Серебренников.
Мировая культура за время своего существования наделила «плотью и кровью» множество так называемых «лишних людей» - не понятых обществом интеллектуалов, обреченных страдать от избытка мыслей и чувств.
В Англии шестнадцатого века Шекспир зарождает тень сомнения в сумеречном разуме «Гамлета». Германия в XVIII веке читает «Страдания юного Вертера» Гете. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов дарят миру нетленных героев XIX столетия – Чацкого, Онегина и Печорина.
Двадцать первый век решил подхватить эстафету у золотого века русской литературы по наделению жизнью «лишних людей». Модные ныне братья Пресняковы написали пьесу «Изображая жертву». Пьеса была поставлена режиссером Кириллом Серебренниковым в театре и вызвала благожелательные отзывы у зрителей. Основываясь на успехе театральной постановки, Серебрянников решил отразить перипетии сюжета пьесы на кинопленке.
Валя (Юрий Чурсин) закончил университет. Вале скучно. Чтобы развеяться и подзаработать денег, он устраивается в милицию. Валя занимается тем, что изображает жертв преступлений во время следственных экспериментов. Преступники уже пойманы, и следственная группа во главе с колоритным капитаном (Виталий Хаев) и его бессменной помощницей Людой (Анна Михалкова), вооруженной видеокамерой и бесстрашием, восстанавливает картину происшествия. На месте преступления обвиняемый должен перед камерой точь-в-точь повторить свои действия. Валя в это время изображает жертву. Таким образом, в принципе должна окончательно подтверждаться или опровергаться виновность подозреваемого. Однако в реальности все эти «расследования» носят формальный характер. Исход дела давно предрешен, преступник найден и будет осужден. Дополнительный абсурд в происходящее на экране привносят сами преступники и их гротескные преступления.
Помимо работы, происходят непонятные вещи в личной жизни Вали. Возлюбленная обременяет беспрестанным желанием «окольцевать». К тому же к нашему Вале стал наведываться с завидной постоянностью призрак недавно усопшего отца. Призрак намекает, что жизни его лишили жена и брат. А сейчас пресловутые мама Валентина и дядя решили оформить свои отношения в ЗАГСе. Случайно не напоминает это вам сюжетные ходы истории о принце датском? Дальше действие потечет по давно известным канонам и принципам, за исключением одного «но». Валя всего лишь изображает жертву.
Режиссер хотел передать не столько муки юного интеллектуала Вали как представителя «потерянного поколения», а скорее ту панораму реальной жизни, в коей существует герой. Ясно, что в ситуациях, в которых Валя только изображает смерть, в действительности может оказаться каждый. Видимо, это и стало решающим фактором для жюри престижного кинофестиваля «Кинотавр». Фильм был награжден главным призом «Золотая роза».
Приятно удивил молодой Юрий Чурсин, изображающий «жертву» на работе и дома. Он чем-то напоминает молодого Гошу Куценко, однако на поверку выясняется, что похожесть лишь внешняя. Игра его тонко и достаточно метко передает слабо мотивированные терзания великовозрастного «анфан терибль». В его исполнении зрители услышат как минимум три первоклассных монолога: о русском кино, «о тех, с кем у нас война» и о «европейской и азиатской культуре».
Небольшая роль у Анны Михалковой, но с каждым новым фильмом с участием Анны осознаешь, что уровень ее таланта выше, чем просто игра в «добрую тетеньку» из детской телепередачи.
Самая же сильная роль у капитана – руководителя следственных экспериментов – актера Виталия Хаева. В концовке фильма его создатели устами Хаева озвучивают монолог, по смысловой нагрузке не уступающий бессмертному «быть или не быть». Не понятно одно – почему такой самобытный актер, как Хаев растрачивает свой жар в пустыне рекламных роликов и «фильмах-однодневках» - таких, как «Седьмой день».
Сценарий состоит из двух параллельно идущих сюжетных линий. Первая часть – работа Вали по изображению жертвы, где смех граничит со слезами, проливаемыми зрителями над узнаваемой реальностью. Вторая половина – приватная жизнь Вали – где слез больше, как и гамлетовских терзаний. Самобытная часть «работы» Вали заслуживает восхищение. Снято это все мастерски и весьма оригинально. Частная жизнь всегда «лишнего» героя Вали весьма прозаична и укладывается в короткую формулировку - «горе от безделья». Авторы пьесы, братья Пресняковы, были одновременно и сценаристами фильма, так что вина за невнятную «гамлетовскую» составляющую целиком лежит на них.
Метаморфоза истории такова, что и двадцать первому веку понадобился свой «лишний герой». Герой циничный и любящий зло пошутить. Он не хочет работать, как все. Он вообще не хочет быть, как все. Ему все не так, но он не может переделать этот мир в одиночку. В очередной раз перед ним встает извечный вопрос: «достойно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.