Консул Эстонии в Пскове Петер Пюви рассказал Борису Волхонскому о своем видении проблем приграничного взаимодействия
Петер Пюви, консул Эстонии в Пскове. Фото: Евгений Клюев. |
- Я могу вам сказать, сколько паспортов выдал я сам за время работы консулом. Я начал работать около года назад. Первое время было спокойно – у меня бывало человек десять посетителей в неделю (я принимаю по вопросам гражданства два раза в неделю). Потом что-то случилось - люди стали приходить все больше и больше. Если сейчас вы, например, захотите записаться ко мне на прием, то вам придется ждать 4,5-5 месяцев. Всего же с 1 августа 2005 года по конец июля нынешнего года эстонское гражданство получили 1055 человек.
- А общая статистика имеется?
- Тут я могу только предполагать. Но думаю, что это порядка 70-80% жителей Печорского района. Но учтите, что наличие гражданства еще не означает, что эти люди хотят уехать. Просто так им легче пересекать границу.
- Вашей работе мешает отсутствие пограничного договора?
- Не сильно. Приграничное сотрудничество осуществляется хорошо. Жители региона имеют право на бесплатную визу. У нас много культурных проектов. Сюда приезжают эстонские ансамбли, псковские артисты ездят в Эстонию. В Печорах есть школа, где преподается эстонский язык – наше министерство образования присылает для этой школы книги, учебные материалы.
- Это эстонская школа?
- Нет, это русская школа, но с усиленным преподаванием эстонского языка. В ней хотят учиться многие – и не только эстонцы. Там даже существует конкурс. В Эстонии открыт банковский счет для этой школы, недавно одна эстонская фирма закупила краски, чтобы покрасить фасад. Но проблема в том, что некому сделать ремонт. У школы денег нет, у местных властей тоже. Жалко: все есть, но чего-то не хватает.
- Какие проблемы приграничного сотрудничества вы считаете наиболее серьезными?
- Самая большая проблема – оформление машин на российской таможне. Если машина с российскими номерами, то оформление проходит быстро. А если с иностранными, то только таможенный досмотр занимает 15-20 минут, так что очередь растягивается на несколько часов. После 1 мая, когда в России поменялись правила таможенного оформления, случалось стоять в очереди по 12-14 часов. Наверное, эту проблему можно было бы решить, создав отдельную очередь для тех, кто возит бензин, но я сам понимаю, что это утопия.
- Вы не считаете, что челночный бизнес наносит вред экономике России и Эстонии – челноки ведь не платят налоги?
- Это, конечно, не очень красиво, но ведь в целом легально. Закон они не нарушают, если, конечно, не продают 92-й бензин как 95-й. Что делать – это их жизнь, в южной Эстонии тоже нет работы. Кстати, знаете, какие машины самые популярные у жителей приграничного региона? Volkswagen Passat 1986 года выпуска – у него самый большой бак.