Создание туристско-рекреационных особых экономических зон (ТР ОЭЗ), конечно, может смягчить одну из больных проблем российской туриндустрии – высокую стоимость турпакетов.
Фото: Игорь Соловьев. |
Реформа туриндустрии может захлебнуться по причинам, аналогичным тем, которые стали камнем преткновения для развития, например, жилищной сферы, где указанный дефект госуправления проявился, пожалуй, наиболее ярко. Национальный проект «Доступное жилье», призванный создать эффективный механизм обеспечения масс квартирами по доступным ценам, был разработан с недостаточным учетом сопутствующих обстоятельств – неадекватного состояния строительного рынка и рынка строительных материалов, неэффективной системы получения девелоперскими компаниями пятен под застройку, неудовлетворительного состояния системы инженерной подготовки территорий и явного отставания развития энергетического комплекса от потребностей растущей экономики. В результате новые деньги, выделяемые на развитие жилищного строительства, только усиливают и без того существующий разрыв между спросом и предложением на рынке, что приводит к ускорению роста цен и, следовательно, к снижению эффективности проекта.
В принципе, такая же опасность существует и для туристического проекта. Можно создать несколько туристических оазисов, но если вокруг них будет сохраняться нынешняя «пустыня», то толку не будет. Существующая сейчас система получения российских виз явно отпугивает многих потенциальных иностранных туристов (например, по мнению экспертов, именно из-за этого не растет поток скандинавских туристов в Петербург), как, впрочем, и порядок пропуска через российскую границу, все еще сохраняющий родовые пороки советского прошлого. Очевидно, что Россия сможет конкурировать с той же Турцией только тогда, когда иностранные посетители российских курортов будут получать визы как в Турции – за десять минут прямо в здании аэровокзала. Тем не менее никаких изменений в этой сфере реформа не предусматривает. Хотя необходимая модернизация здесь давно назрела, к тому же она не требует серьезных финансовых затрат. Что уж говорить о более сложных проблемах, решение которых требует и серьезных расходов, и немалых организационных усилий.
Например, внутрироссийскому туризму пограничные проблемы не мешают, но он также не будет развиваться при нынешних ценах на авиабилеты. Стоимость внутренних авиаперевозок в России настолько высока, что без ее снижения о радикальном увеличении притока туристов в отдаленные регионы (скажем, на Байкал или в Сочи, где, судя по всему, будут созданы ТР ОЭЗ) нечего и думать. Как и без изменений в работе музеев. Последние не только выставляют несуразные цены, но и мало ориентируют сервис на туристов: график работы музеев зачастую неудобен для туристических групп, качество обслуживания туристов не соответствует западным стандартам и т. п. Нельзя рассчитывать на серьезный рост турпотока в крупных городах в ситуации, когда автобусы с туристами тратят на передвижение по городу несуразно много времени из-за пробок и испытывают драматические затруднения при поиске мест для парковки вблизи туробъектов. Для решения этой проблемы муниципальные власти должны всерьез заняться организацией дорожного движения.
Для многих российских регионов, не располагающих запасами востребованных полезных ископаемых или развитой промышленностью, но богатых достопримечательностями, развитие туризма могло бы стать палочкой-выручалочкой для поднятия местной экономики. Проект создания ТР ОЭЗ дает им для этого неплохой шанс, однако чтобы этот шанс реализовать, региональным властям придется собственными усилиями хотя бы частично компенсировать дефекты федерального управления. В конце концов, они заинтересованы в результате больше федералов.
«Эксперт Северо-Запад»,
№ 29-30 (282-283), 21 августа 2006 г.