L’Hebdo / Жан-Филипп Бюш, Шанталь Тевно
Фрибург, улица Сент-Пьер, 10. 11 августа. Женевский следователь Лоран Каспер-Ансермет, сопровождаемый полицейскими, врывается в лифт. На третьем этаже он показывает секретарю компании «Прориско Консалтинг» ордер на обыск. Цель: изъять все банковские документы компании «Руником», арендующей офисы в помещениях «Прориско Консалтинг».
Возможно, эта компания сыграла существенную роль в нецелевом использовании средств кредита Международного Валютного Фонда, предоставленного России в рамках экономической помощи. Сумма, о которой идет речь - $1,4 млрд. Следователь терпит фиаско. Никаких документов изъять не удается. Компания «Руником» зарегистрирована как налогоплательщик в городе Заринген. Иными словами, здесь находится лишь агент для пересылки корреспонденции.
Назад в служебную автомашину. Место назначения: Монтре, Гран-Рю, 114, резиденция компании «Ситадель», которой управляют единственный администратор «Руникома» Жорж Жюке и президент «Прориско Консалтинг» Димитри де Фарина э Кастро. Сюда пересылались предназначенные для аудиторов финансовые отчеты и корреспонденция «Руникома». Еще один обыск. Еще одно разочарование. Лоран Каспер-Ансермет признает, что пока ему не удалось найти ничего определенного.
СВЯЗЬ С БЕРЕЗОВСКИМ
«Меня эти действия не удивили. Я предполагал, что это произойдет, - говорит Жорж Жюке. - Тем не менее, я считаю их смехотворными. «Руником» не занимается никакой деятельностью в Швейцарии. Руководство осуществляется из Москвы. Меня не в чем упрекнуть. Я являюсь доверенным лицом банков по осуществлению посреднической деятельности, связанной с проведением финансовых транзакций, и аудиторской компании «Артур Андерсен», одной из крупнейших в этом бизнесе, которая проверяет финансовую отчетность, - объясняет он. -«Руником» уже никому не нужен. Я жду, когда будет дано распоряжение о его закрытии».
В России эта компания занималась экспортом нефти. Она находилась под контролем Романа Абрамовича, одного из самых влиятельных людей страны, близкого к клану бывшего президента Ельцина. Вместе с Борисом Березовским этот промышленник и финансист контролирует нефтяную компанию «Сибнефть». Олигарх Абрамович - одна из самых больших неприятностей Швейцарии. Его подозревают в том, что он перевел из России через компании Лозанны примерно миллиард долларов.
Швейцарские органы юстиции начались заниматься этой проблемой в 1999 г. Многие банки - им полагается это делать - сообщили в Координационное бюро по борьбе с отмыванием денег, расположенное в Берне, о подозрительных иностранных операциях, проводящихся через Bank of New York. В это учреждение осуществлялись незаконные переводы средств из России. Эти суммы - 30 млн франков - заблокированы.
Часть этих денег может иметь криминальное происхождение. В октябре швейцарская прокуратура возбудила дело по подозрению в отмывании денег. Расследование проводит следователь Лоран Каспер-Ансермет. «На основании новой информации, я проверяю, не использовались ли счета МВФ так, как это не было предусмотрено этой международной организацией» - говорит он.
ПРЕМЬЕРА СЛЕДОВАТЕЛЯ
Ему пришлось приложить большие усилия, чтобы разобраться в этом клубке счетов и компаний. В январе 2000 г. он официально попросил США оказать ему содействие. Потом, в мае, он послал такой же запрос в Россию. В начале февраля следователь отправился в Нью-Йорк, чтобы встретиться с прокурором южного округа Манхэттена. 16 августа состоялась еще одна встреча. Цель: найти новую банковскую информацию, крайне необходимую для проведения расследования. В июле он потребовал, чтобы ведущие банки Тичино передали ему информацию, касающуюся перевода средств на общую сумму в $4,8 млрд. Четвертая часть этой суммы перешла на счет в Bank of New York, а потом через ряд финансовых учреждений, одно из которых принадлежит Абрамовичу и Березовскому, отправилась в «Руником». «Я начал изучать эти транзакции при содействии банков, имеющих отношение к этим операциям», - отметил Лоран Каспер-Ансермет.
«Все очень запутано», - продолжает следователь. Он впервые занимается делом по отмыванию денег. Ему приходится иметь дело с компаниями, имеющими счета в иностранных финансовых учреждениях, что дает им возможность осуществлять различные финансовые операции. Каждый день проводилось множество операций, в них фигурировали самые разные суммы денег. Именно на такие счета переводились эти средства. И что же?
«Проблема состоит в том, что они избежали требований Конвенции по добросовестному поведению. То есть, они не обязаны доказывать, что имеют экономическое право на осуществление этих операций. Поскольку эти счета - а среди них есть и субсчета - предназначены исключительно для внутрибанковских операций», - объясняет женевский следователь. Чтобы отследить подозрительные транзакции, ему придется продолжать исследование и положиться на судьбу. «Это ненормально, - продолжает он. - Чтобы такого не происходило впредь, надо сделать так, чтобы те, кто осуществляет крупные транзакции, были обязаны идентифицировать себя».
Неприятностям Лорана Каспер-Ансермета пока не видно конца. Сначала он с изумлением обнаружил, что аудитор «Руникома» «Артур Андерсен» обслуживал две самостоятельные правовые единицы в составе «Руникома» - во Фрибурге и в Москве. «Это еще одно препятствие, мешающее мне получать документы, которые могут представлять интерес. Существенную часть разгадки надо искать в Москве», - считает следователь. Он сожалеет, что из-за того, что российские и американские власти не оказывают ему содействия, следствие продвигается очень медленно. Отставка Николая Волкова может лишь осложнить работу. И, наконец, аудит, проведенный Price-waterhouse Coopers по просьбе МВФ, не дал никакого ответа на вопрос, злоупотребляла Россия кредитами или нет.
Иными словами, расследование будет продолжаться еще несколько месяцев. И независимо от его результатов, дело о хищении средств не изменило ситуацию в МВФ. На самом деле, это политическая проблема. Почему эта международная организация не занимается строгим контролем того, как распределяются средства, предоставляемые стране, где царит абсолютная анархия?
Мишель Камдессю, возглавлявший фонд в тот момент, когда выдавался кредит, вышел в отставку вскоре после того, как разразился скандал. Он заплатил за безрассудное поведение организации. Но извлекла ли сама организация урок из этого события? Приходится в этом сомневаться - в фонде не было проведено никаких реформ, а страны-доноры не проявляют в этом особой настойчивости.