Статья опубликована в №30 (299) от 09 августа-15 августа 2006
Культура

Прибыльная мечта сердца

Нил Гейман: «На свете столько всего, чего мы еще не видели»
 Татьяна Морева 09 августа 2006, 00:00

Нил Гейман: «На свете столько всего, чего мы еще не видели»

«Есть что-то в езде на единороге… Конечно, такой опыт доступен немногим, но все, кто пробовал, хором говорят, что ощущения восхитительные»

Сказки не сразу стали достоянием детей. Когда-то они были предназначены только для взрослых и назывались по-другому. И сейчас какой-нибудь писатель нет-нет да и собьется со своих серьезных умствований на сказочку.

Есть мастера сказочного дела и есть любители. Мастеров не так уж и много, все их любят и знают (кто же сказки-то не любит?). Любителей намного больше. Иногда сказочником становится тот, кого никак не ожидаешь увидеть в этой роли. Автор годами и произведениями готовится к тому, чтобы стать сказочником, и в конце-концов порождает некий текст, вполне подходящий под определение сказки.

Сказки пишутся не только для детей. Они подходят читателям любого возраста. Со временем детская с виду сказка наполняется множеством новых, иногда неожиданных, смыслов.

Сказка всегда несет в себе нечто доброе, радостное и светлое. Она не способна ввергнуть в депрессию или расстроить, потому что всегда заканчивается хорошо. Сказка содержит огромное количество информации, развлекая и научая одновременно.

Американский писатель Нил Гейман, автор нескольких произведений, относимых к жанру «черной готики», не остался в стороне от веяний моды. Ему принадлежит роман «Звездная пыль», который можно смело назвать сказкой для детей изрядного возраста.

После всех сумрачных творений Геймана даже удивительно, насколько светлой и доброй получилась «Звездная пыль». Конечно, в ней тоже есть мрачные, печальные моменты, но они не портят общее впечатление от книги.

«Звездная пыль» написана в духе символистской фэнтези и напоминает не самые детские произведения Толкиена и Льюиса. Причудливость и одновременно простота текста позволяют читать его с неослабевающим интересом.

Сам сюжет романа не отличается оригинальностью. Все сводится к походу в неведомые земли и добыванию там неизвестно чего. Но, в отличие от обычного варианта развития событий, то есть обретения всех благ земных после выполнения миссии, Гейман избрал несколько другой.

На небольшом расстоянии от Лондона Гейман поместил маленькое поселение под названием Застенье. Поселок этот знаменит тем, что сразу за ним находится стена, разделяющая наш мир и мир волшебный. Раз в девять лет в Застенье проходит ярмарка, и два мира встречаются в стремлении нажиться за счет своих соседей.

Для Застенья время наплыва огромных толп торговцев из двух миров очень выгодно. Можно не только что-то продать или обменять, но даже получить что-нибудь задаром, впустив кого-нибудь на ночлег.

Во время одной из ярмарок Дунстан Терн приютил у себя странника, который пообещал подарить ему и его потомкам Мечту сердца. Самому Дунстану воспользоваться подарком не пришлось: он не смог бросить все, что у него было и уйти со своей Мечтой сердца, оказавшейся девушкой из волшебного мира.

Через девять месяцев Дунстану принесли младенца, найденного рядом со стеной, разделяющей миры. Из записки явствовало, что младенца зовут Тристраном и он – сын Дунстана Терна.

Спустя много лет Тристран влюбился в самую красивую девушку Застенья. Красавица, желая пошутить, послала Тристрана за упавшей звездой. Терну-младшему так хотелось добиться расположения красавицы, что он отправился в волшебную страну за упавшей звездой.

После долгих поисков Тристран нашел-таки звезду, оказавшуюся симпатичной хрупкой девушкой. Выяснилось, что за этой девушкой охотился не только он. Три злобные ведьмы искали ее, чтобы вырвать у нее сердце и обрести молодость. Кроме того, три наследника одного из богатейших владений волшебной страны искали эту звезду, чтобы отобрать случайно попавший к ней Камень Власти и заполучить свое наследство.

Тристрану удалось уберечь девушку-звезду от козней и тех, и других. Вместе с ней он дошел до стены, разделяющей два мира. Идея показать звезду своей возлюбленной красавице и отпустить на все четыре стороны ему уже не нравилась, как и сама первая возлюбленная. Тристран понял, что настоящая его любовь не в Застенье, а находится рядом с ним.

В конце-концов Тристран остался в волшебном мире вместе со своей Мечтой сердца. Оказалось, что его мать занимает в волшебном мире видное положение и сам он – владелец огромного поместья и земель, его окружающих. Все закончилось счастливо и с немалой прибылью для положительных героев романа.

Гейман написал забавную сказку, похожую на творения мастеров фэнтези. Разница лишь в том, что герои Геймана пускаются на подвиги не ради кого-то, а только ради собственной выгоды (персонажи Толкиена, к примеру, спасают весь мир от надвигающегося зла). Тем не менее, читается «Звездная пыль» очень приятно и душевно – хорошо, когда все хорошо заканчивается.

Татьяна МОРЕВА

Гейман, Нил. Звездная пыль. Перевод с английского А. Дубининой. Издательство АСТ, 2006.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.