Фотоработы Валентины Донейко снова в Галерее на Герцена, 6
я трогаю порой людские души сквозь призму
объективности мгновенья
ни взглядом, ни движеньем не нарушив
чужой судьбы свободного теченья
Валентина Донейко, «Светопись»
Ролан Барт назвал своё знаменитое эссе о природе фотографии «Camera Lucida». Так назывался специальный оптический прибор, проецирующий трёхмерные объекты на плоскость. Некогда им пользовались художники для того, чтобы максимально точно скопировать «объективную действительность» - пока европейское человечество верило в принципиальную возможность такого фокуса.
«Система координат». |
Горький вывод, оставшийся от эпохи «световых камер», Энциклопедии и гильотины, заключается в том, что на самом деле объёмные пейзажи невозможно редуцировать в плоское изображение, жизнь не поддаётся рациональному объяснению, и нет никакой «объективной истины», которая всех примирит «под солнцем бессмертным ума».
Отчего тут эти рассуждения? Оттого, что до сих пор фотографию мы воспринимаем как нечто априорно «объективное», документальное, такое «как оно есть на самом деле», как слепок с действительности. Забывая о том, что фото – всего лишь застывшее мимолётное изображение, миллионная доля одной из миллионов секунд, которые мы проживаем каждый день. И считать фотографию верной копией жизни может только тот, кто стопроцентно похож на собственное изображение в паспорте.
Лично я надеюсь, что таких людей в мире немного.
* * *
«Прощание с морем». |
Стоп. Формула не верна – чтобы доказать либо опровергнуть её, нужно знать, что такое «реальность». А это, знаете ли, такой длинный разговор, что часто заканчивается принудительным медикаментозным лечением с соблюдением строгого больничного режима под наблюдением специально обученного персонала.
Один средневековый монах в проповеди на праздник Благовещения сказал, что называть архангела именем «Гавриил» так же нелепо, как называть его, скажем, «Конрадом». То есть то, что мы считаем реальностью, данной в ощущениях – даже имена ангельские – чрезвычайно, чрезвычайно далеко от истинной природы вещей. И, тем не менее, архангел именем - Гавриил, и был он послан Деве Марии возвестить о грядущем явлении Спасителя в мир. И это - правда.
Под личиной обыденности, под масками имён, событий, случайных и закономерных происшествий кроется подлинная Реальность, заметить, увидеть и понять которую дано лишь немногим – святым, мистикам, визионерам, поэтам, художникам...
«О грустном лисапете...» |
Наш взгляд скользит по окружающим предметам, не замечая символики, которой густо пропитана «обыденная жизнь». «Врата королевства» Марка Воллинджера, классическое произведение современного видеоарта – это всего лишь замедленная съёмка людей, выходящих в зал аэропорта после полёта. Звучит «Мизерере» Аллегри, и под эту музыку мимо зрителя медленно проходят люди. Вот экипаж самолёта: лётчики и стюардессы. Они молоды, они в красивых формах. Вот семейная пара, они не хотят друг на друга смотреть. Вот две старушки радостно приветствуют третью – они долго дожидались её...
Этот самолёт благополучно приземлился или?..
Или эти «врата» - не gate № «какой-нибудь», а Врата Царствия Небесного?
А простая видеосъёмка в аэропорту – подлинно великое искусство, поскольку благодаря ему мы увидели свет потустороннего мира?
* * *
«Придет весна, построю новый». |
Работа, давшая название всему циклу, представляет собой изображение деревянного тротуара под крышей - такого, которые городят у нас вдоль заборов, ограждающих стройки. Резкие тени расчертили его на чёткие сегменты. Вдали, у выхода – мужик в шляпе.
Что ж, можно увидеть и описать это так. Особенно если совершенно нет времени, и мы влетаем в этот коридор и вылетаем из него на космической скорости, не успев понять: что с нами? где мы? что мы видим?
А можно увидеть Путь. Чёрную фигуру в конце пути. Глухую стену и просвет в ней. И - «равномерно темперированную» Систему Координат, по которой неумолимо отсчитывается моё движение через этот Коридор к той чёрной фигуре. К тому, кто издевательски уже приветствует меня издалека, касаясь тульи шляпы...
«Радость бытия». Ребёнок, девочка с разметавшимися волосами, бегущая мимо серой облупившейся стены, старого эмалированного таза, стоящего перед этой стеной, мимо всех этих атрибутов итальянского неореализма, освещённых нашим неласковым солнцем.
«Передышка». |
Прочь.
Вообще, тема Дороги, символ Пути, образ моста, переправы, перехода, движения – данные в атрибутах («Только ноги»), в запечатлённых архитектурных объектах («Преследование», «Переправа»), в сюжете («Мёртвый сезон»), в фотографической технике («И не только») - постоянное место, один из важнейших кодов, при помощи которых можно прочитать эти работы. Вернее, то, что они запечатлели, остановив мгновенье и сделав возможным пристально вглядеться в мир в попытке понять, что же кроется под поверхностью привычной действительности.
Наряду с такими подчёркнуто философическими, визионерскими работами есть ещё один важный тематический пласт – необыкновенно добрые (другого слова не подберу), наполненные неподдельной любовью к людям портреты.
Люди, которые трудятся.
Бедные люди.
Бездомные и несчастливые люди.
Красивые, хорошие, простые люди.
Дети.
Снова дети.
«Прощание с морем». Девочка с морским камушком в руках задумчиво смотрит мимо нас. Взрослые уже не слышат и не хотят слышать шум моря, они собрали свои шлёпанцы и полотенца и тронулись в путь – к грязному поезду, который увезёт их «домой» - туда, где дымят заводские трубы и шесть месяцев в году лежит снег.
* * *
«Преследование» |
Я пытался сказать о другом.
Для Валентины Донейко объектив фотоаппарата – это врата в мир подлинной, духовной реальности, инструмент, при помощи которого можно остановить мгновенье, чтобы разобраться хотя бы в нём. А уж там найдётся столько, что можно попробовать определиться в действительности.
Понять, что это за мир, и кто ты в нём.
Заметить и прочесть символы, знаки и указания, рассыпанные повсюду.
И выстроить Систему Координат.
Юрий СТРЕКАЛОВСКИЙ.