В Приказных палатах открылась выставка фотографии в жанре «ню»
Явление неожиданное: администрация «музеев Псковского Кремля» известна своими строгими нравами – не далее, как в декабре прошлого года она внезапно запретила спланированную в рамках проекта «Окно в Литву» выставку признанного мастера художественной фотографии Римантаса Дихавичюса [ 1 ].
Фотограф Алексей Филаретов |
К сожалению, формат фотоизображений не позволяет в полной мере оценить мастерство художника («фотохудожника», согласно пресс-релизу): сложно судить о резкости, фактуре, тоновом решении и оптическом рисунке по снимку, размер которого близок к стандартному размеру писчей бумаги. Помнится, в середине 80-х годов прошлого века этот формат очень любили работники фотоателье, поскольку возможности тогдашней техники фотопечати не располагали к экспериментам с размерами снимка. Но наш век высоких технологий (и высочайшего класса материалов) не только располагает – он отчасти обязывает к таким «экспериментам». Похоже, свобода творческого самовыражения автору дороже веяний времени. Что похвально. Но некоторое сомнение все же вызывает.
Сюжетный ряд «Martфото» несомненно, на зависть многообразен: здесь и стилизованные под старые дагерротипы «барышни-крестьянки», и брутальные брюнетки в стиле Валеджо, и гламурные «девушки с обложки» - все, чего душа (и тело) пожелает. Приходится, однако, отметить, что именно вследствие этого многообразия авторский почерк оказывается несколько размытым. Стили, настроения, техника столь разнятся от снимка к снимку, так что начинает казаться, будто эти фотоизображения объединены в одну выставку лишь на том основании, что все они – изображения женщин. Эдакий «ход конем», приуроченный к международному Женскому дню (выставка открылась 7 марта).
Фотограф Алексей Филаретов |
Итак, не стоит искать на «Martfoto» работ, строго соответствующих мировой профессиональной фотографической этике – вы будете разочарованы. Техногенный век берет свое; глубина и смысловая перспектива приносятся в жертву скорости и простоте исполнения. Остается лишь надеяться, что однажды и в Псковскую губернию придет «настоящий день», подлинное искусство, после общения с которым не чувствуешь себя (в очередной раз) горько обманутым.
Антон ПОТАШЕВ.
1 См.: Ю. Стрекаловский. Полуоткрытое окно в Литву // «ПГ», № 49 (268) от 21-27 декабря 2005 г.