Статья опубликована в №5 (274) от 08 февраля-14 февраля 2006
Культура

Документально неподтвержденное детство

История о детях-беспризорниках, взращенных в диверсантов КГБ, претендует на историческую достоверность
 Артем Корюшкин 08 февраля 2006, 00:00

История о детях-беспризорниках, взращенных в диверсантов КГБ, претендует на историческую достоверность

«Сволочи»,
режиссер Александр Атанесян

Вот и дождался отечественный кинозритель того момента, когда российский кинематограф постепенно раскачиваясь, достиг некоторой высоты, с которой можно успешно сбрасывать на головы граждан новые кинопродукты. Дело, конечно, не только в высоте, способствующей покрытию больших территорий и масс зрителей, но и в качестве техники, которая позволяет достигнуть той самой высоты.

Все меньше и меньше мы стали удивляться выходу новой отечественной кинокартины, добротной по многим параметрам. Научились-таки снимать, правда, вопрос «для кого?» до сих пор остается открытым.

Вот уж где реклама не врет, так это в ролике к «Дневному дозору»: «Все уже посмотрели, а я 12 лет не была в кинотеатре». Народ действительно стал ходить в кинотеатры не то потому, что уверовал в силу современных режиссеров, не то… просто так, захотел и неожиданно пошел.

Успех одного фильма влечет за собой интерес к другому, особенно если его сопровождает реклама и небольшой скандал. Кинолента «Сволочи» режиссера Александра Атанесяна попала в эту струю подъема интереса к отечественным фильмам. Еще до выхода в прокат картина получила скандальную известность, ввиду ее «звучного» названия и необычного сюжета.

С одной стороны «Сволочи» вызывает неприятные ассоциации, особенно, когда выясняется, что фильм о детях, хоть и малолетних преступниках. С другой – сюжет основан якобы на реальных событиях, по крайней мере, так утверждает сценарист Владимир Кунин, использовавший в качестве основы для сценария главы из своего автобиографического романа «Мика и Альфред».

Во время Второй мировой войны в Советском Союзе организуется военная школа для подготовки диверсантов. Для руководства школой из заключения освобождается полковник Вишневецкий (Андрей Панин). Воспитанников для школы набирают из тюрем и колоний, 14-15-летних преступников-малолеток, сирот, которых никто и никогда не будет искать. После суровой подготовки их отправляют на уничтожение горно-альпийской фашистской базы.

На первый взгляд, рядовой сюжет, и не такие видали, однако то, что в качестве диверсантов используются дети, насторожило ветеранов и представителей СМИ, обратившихся за разъяснениями в ФСБ России. Там опровергли эти сведения, указывая на то, что нет никаких документов и каких-либо других архивных материалов, доказывающих существование в Советском Союзе детских диверсионных школ. Хотя Владимир Кунин, по его словам, в таком лагере находился, чему, тем не менее, даже Александр Атанесян не склонен верить: для него художественный вымысел точнее документальной правды. С другой стороны, когда это ФСБ (КГБ) признавалось, что у них есть документы.

Видимо, как и многие творческие личности, режиссеры мыслят иногда одинаково. Возможно, по этой причине «Сволочи» так сильно смахивают на недавний хит «9 рота» - как по фабуле, так и по персонажам.

Про техническую сторону картин говорить скоро совсем не придется. Красивые кадры, каждый из которых можно смело распечатывать и вешать на стенку как постер, по балансу цвета также напоминают творения Федора Бондарчука. Местами излишняя красочность пейзажей нарочито отвлекает от происходящего на экране.

«Сволочей» вполне можно окрестить младшим братом «9 роты», к тому же и речь в фильме действительно идет о детях. Однако в отличие от излишне эмоциональной «Роты», «Сволочи», если бы не молодые актеры, совсем не тронули бы черствые сердца рядовых попкорнопоедателей. Может быть, логика у авторов своеобразная, мол, здесь всё-таки дети, а их жалко, не то что взрослых мужиков. Однако те самые взрослые мужики добровольно сражались за родину, а дети – либо по принуждению, либо мстили «фрицам» за своих «корешей». Всё у них в соответствии с образом жизни, по понятиям, и родина им не нужна, собственно, как и они ей.

Не надо быть киноведом, чтобы заметить, что сценарий фильма не дописан, а многие диалоги буквально проваливаются в никуда. Герои проговаривают их будто для себя на генеральной репетиции. Актеры за счет харизмы с трудом вытягивает блеклые роли, типажи персонажей уже не раз светились в кинематографе. Детишкам повезло больше, поскольку им приходиться играть фактически самих себя – непосредственных, хулиганистых, с той поправкой, что в фильме они изображают еще и уголовников, способных на убийство.

Персонажи детей хоть и дают «жару» взрослым, во многом благодаря специфическому сюжету и некоторой ущербности сценария, но девушкам до 18 должны понравиться, так как у них есть реальная возможность посмотреть на «крутых пацанов». Дни славы «Бригады» и «Бумера» еще не прошли, и их персонажей просто отправили в военное прошлое. Дети детьми, но, как говорится, мужские «сила и честь» сквозят в каждой сцене. К тому же в картине вообще нет ни одной женщины, даже в эпизодических ролях.

Выйди «Сволочи» раньше, а не под грохот кассовых сборов «9 роты», то они вполне могли бы стать хитом, но в сложившейся ситуации некоторая вторичность, пусть даже и не намеренная, не позволяет картине достичь вершины хит-парадов. В успехе картины свою роль, скорее всего, сыграл скандал, связанный с якобы вымышленным жестоким сюжетом, претендующим на историческую достоверность.

Если оторваться от фильма, то похоже на правду.

Артем КОРЮШКИН.

Смотрите в кинотеатрах страны.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.