Статья опубликована в №4 (24) от 25 января-31 января 2001
Семья

Беспризорники мечтают о тепле

 Ася ЗАМАРАЕВА. 25 января 2001, 00:00

Есть проблема

Их можно увидеть в Пскове повсюду - взъерошенных мальчишек в грязных обносках, абсолютно не отличающихся от них девчонок, по возможности украшающих себя разными яркими лентами и лоскутками. Летом они порой и ночуют на улицах, зимой – на облюбованных чердаках, в подвалах. Вечером стайка таких ребятишек собирается, к примеру, погреться у Вечного огня, днем они рассеиваются и толкаются на рынках или в тепле больших универсальных магазинов: просят денег «на хлебушек», собирают бутылки, предлагают разные сомнительного рода услуги. Очень часто – под прикрытием рослых парней, отбирающих их копейки в обмен на тумаки. И если к взрослым бомжам отношение в народе варьируется в весьма широком диапазоне, беспризорные дети как правило вызывают пронзительную жалость и боль.

На самом деле у большинства этих ребят родители есть. Именно факт их наличия часто осложняет положение детей, и они остаются жить в голоде, холоде и недосягаемости для органов попечительства. Теоретически можно, конечно, рассмотреть семейное положение каждого из них, условия жизни в семье, поставить вопрос о лишении родительских прав и пристроить беспризорного ребенка в сиротское учреждение…

На практике такая возможность минимальна: своего детского дома в Пскове нет, областные сиротские учреждения переполнены и в последнее время все чаще отказываются принимать ребят из областного центра. В итоге милиция реагирует на беспризорников только в самых крайних случаях.

Анечка и Ванечка

История этих ребят считается типичной. Семья: папа, мама, сын (12 лет), дочь (три с половиной года). Папа пьет, где-то пропадает месяцами. Мама «трудится» в «Рижской» и тоже появляется дома не каждый день, а обычно через два на третий. Мальчишка оставлен дома за старшего, чтобы присматривал за сестрой. Как воспитатель он не слишком строг, позволяет сестренке гулять со старшими подругами, у него – свои друзья. В школу он ходит, правда, не за знаниями, а для того, чтобы поесть и принести что-нибудь съестное сестренке (спасибо, учительница оформила бесплатный обед как для малоимущих, правда, вначале он очень стеснялся, потом - привык). Дело в том, что мама продукты практически не покупает, разве что сладости какие принесет с «работы», если не забудет. Имеющая весьма приличные (в смысле сумм) заработки, она считает, что покупать продукты – все равно, что выбрасывать деньги в унитаз. Тратиться на одежду для детей – глупо, ведь они так быстро растут. И комнату в общежитии ремонтировать вовсе ни к чему, ведь есть «голубая мечта»: накопить денег и поменять комнату на квартиру. Долгое время брошенных на произвол судьбы ребят поддерживали соседи: кто пожевать что-нибудь принесет, кто одежку какую подкинет. Они же однажды не выдержали и позвонили в милицию, мол, пристройте ребятишек, пропадают. Девочку сразу пришлось отправить в стационар: врачи диагностировали у нее целый букет болезней. Мальчика направили, как водится, в социальный приют. Когда чужие взрослые, совершенно шокированные грязью и нищетой жилья, выводили мальчика из дома, к подъезду подъехала на иномарке мама, статная дама в роскошной шубе, и стала каяться и клясться, что все исправит в течение недели. Потом к сыну в приют она дважды приезжала - каждый раз знакомила с новым «папой», а к дочери в больницу так ни разу и не наведалась. Мальчик был направлен в школу-интернат, девочка – в Печорский дом ребенка. Брат и сестра расстались друг с другом и со своими родителями.

В псковском межведомственном банке данных в разряде неблагополучных сегодня числятся 1475 семей. Это и есть самое страшное.

Все острее

Число детей-сирот в Пскове растет в арифметической прогрессии, увеличиваясь на 150 - 180 человек в год. Цифры очень тревожные. Начальник отдела опеки и попечительства управления образования г. Пскова Татьяна Розова рассказывает о факторах, которые питают статистику:

- Приблизительно шестую часть этого числа составляют «отказники» - малыши, которых мамы по разным причинам оставили в роддоме. Эти ребятки до года, а случается, и до трех лет живут в детской городской больнице, а далее продолжают путь по сиротским учреждениям области. Случается, что мы направляем ребят и за пределы области – туда, где есть места. Бывает, что братья и сестры воспитываются в разных детских домах, но в случае усыновления родственные связи мы стараемся сохранять.

Есть еще ребята, у которых родители погибли, а опекунов так и не нашлось. Но все же основную часть подопечных составляют так называемые социальные сироты – дети, брошенные родителями на произвол судьбы. С ними сложнее всего: сначала мы взываем к совести и чувствам родителей, а когда видим, что это бесполезно, лишаем их родительских прав.

Я не первый год работаю в системе опеки и попечительства и могу констатировать: проблема социальных сирот в Пскове становится с каждым годом все острее. И хотелось бы ее решать системно в пределах города.

Планируется детство

Директора псковского социального приюта А. Иванова не надо убеждать в необходимости открытия в Пскове своего детского дома: его отношение к проблеме выражается словами: «Скорей бы!». При том, что социальный приют рассчитан на 45 детей, вакансий практически никогда нет, иногда приходится принимать ребят сверх нормы. По идее, приют должен быть только временным пристанищем обездоленных детей: пока утрясаются все формальности, определяется статус ребенка и его родителей, решается дальнейшая судьба. Предусмотрен максимальный срок нахождения в приюте – полгода, но сегодня он не соблюдается, ребята живут здесь по году-полтора, пристроить их в сиротские учреждения стало серьезной проблемой. Если в Пскове будет свой детский дом, он снимет напряженность ситуации в приюте: проблему с беспризорными, предоставленными самим себе ребятами можно будет решить внутри одного муниципального образования.

В школе-интернате сегодня из 179 воспитанников около половины составляют дети - сироты. Предполагается, что с нового учебного года учреждение выступит в новом статусе школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ребята из окрестностей, которые учатся в школе, смогут при желании закончить образование в знакомых стенах, но со временем их места займут дети-сироты, попавшие в учреждение по путевке управления образования. Сегодня загвоздка в необходимости перепланировать некоторые помещения и изменить штаты, словом – в финансировании.

Существует проблема устройства малышей, которых родители оставили при рождении и которые годами ждут решения своей судьбы в детской городской больнице. Когда больница переселится в новые корпуса, возможно будет говорить о создании дома малютки на базе нынешней детской больницы на ул. Кузнецкой.

Все это - слагаемые возможной системы, которая должна облегчить жизнь и подарить детство псковским беспризорникам.

Скоро?

Создание в Пскове преемственной сети разновозрастных сиротских учреждений и открытие, в качестве ее первой ступени, детского дома обсуждается в городской администрации не первый год. И вот свершилось! Псковская городская Дума приняла постановление «О создании детского дома смешанного вида». Это не совсем то учреждение, о котором мечтали, но все же…

Детский дом будет открыт на базе бывшего детского сада по адресу: ул. Максима Горького, 23, рассчитан он на шестьдесят человек. Проблему такие масштабы, конечно, не решат, но напряженность ситуации в городе, надо думать, несколько ослабят. Смешанным детский дом назван потому, что рассчитан на детей и школьного, и дошкольного возраста, от трех до восемнадцати лет. Учиться ребята-школьники будут в ближайшей общеобразовательной школе, при необходимости – в коррекционной школе № 2.

Заместитель главы администрации города И. Калинин рассказал, что в перспективе на базе этого детского дома планируется создание методического центра для организации и работы псковской системы патронатного воспитания. Если удастся организовать особым образом перепланировку помещения, то вполне возможно, что и группы в детском доме будут сформированы не по возрастному, а по семейному принципу, как в Печорах. Именно идея семейного воспитания должна стать в новых сиротских учреждениях доминирующей.

Помещение садика небольшое, относительно сохранившееся, подрядчики взялись закончить ремонт до апреля. Исполняющая обязанности директора будущего детского дома В. Ефстафьева надеется, что уже в середине месяца сможет принять первых воспитанников. Правда, по перепланировке еще не все решено, совершенно непонятно, как будет решаться вопрос с финансированием – бюджет еще не принят, но уже понятно, что будет урезаться. Большие финансовые надежды возлагаются на поддержку учреждения советом попечителей и иностранными спонсорами – фондом Шмитца, супругами Хальбах. И на Бога.

Ася ЗАМАРАЕВА.

Фото из журнала «Семья и школа».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.