В лекционном зале Псковского музея-заповедника открыта фотовыставка «Памятники культуры – жертвы человеческой ненависти»
“Бывают периоды, когда памятники прошлого ненавидят так же сильно, как реальных противников”, - пишет директор Государственного института искусствознания Алексей Комеч во вступительной статье к каталогу выставки. Фотографии, представленные Институтом толерантности, подтверждают правоту этих слов.
Памятники – наполненные смыслом камни – страдают не меньше живых людей. Столкновение идеологий, культур, традиций неизбежно приводит к уничтожению символов побежденных. Это началось вместе с человеческой цивилизацией и, похоже, только с ней и закончится.
Примеров сотни – Карфаген, разрушенный римлянами в 146 г. до н. э., Теночтитлан, уничтоженный конкистадорами в 1521 г., Ангкор, разграбленный таями в 1430 г. и добитый “красными кхмерами” в 70-х гг. ХХ в.
Разрушая ценности чужой культуры, завоеватели утверждают свое превосходство. За несколько тысяч лет ничего не изменилось. Сегодня, когда люди, казалось бы, научились ценить историю, когда появилось такое понятие как “мировое культурное наследие”, происходит все то же самое.
Бомбардировки Югославии в 1999-2000 гг. уничтожили десятки древних храмов и монастырей. В марте 2001 г. талибы разрушили самые большие в мире статуи Будд в долине Бамиан. 11 сентября того же года рухнули башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. А в 2003 г. в результате завоевания Багдада вместе с национальным музеем погибли более 170 тысяч предметов искусства Древнего Вавилона, Ниневии, Шумеров, Ассирии.
Россия, к сожалению, дала богатый материал для этой выставки. Не сосчитать, сколько храмов, монастырей и дворянских усадьб пострадало от рук “революционного пролетариата” в начале века. Потом многое из того, что “упустили” большевики, довершили бомбы Второй Мировой войны.
Сегодня на смену ненависти приходит враг не менее страшный для памятников – безразличие. В 2004 г. оно убило здание Манежа в Москве. И сейчас, в эту минуту, равнодушие и небрежение продолжают медленно разрушать еще многие и многие памятники культуры. Выставку Института толерантности в любой момент могут дополнить псковские примеры – усадьбы: Волышово, Холомки, Бельское Устье, Красные Горки, Покровская башня, церковь Сергия с Залужья – и сколько их еще?
Разрушенные памятники продолжают говорить. Красноречивы развалины римского Форума, Стена Плача в Иерусалиме, церковь памяти кайзера Вильгельма в Берлине. Они многое расскажут о силе ненависти, стоит только прислушаться.
Но есть другие примеры – гораздо более редкие – примеры спасенных памятников. В разгромленном бомбежками английской авиации монастыре Санта Мария делле Грацие в Милане чудом сохранились фрески Леонардо да Винчи, защищенные мешками с песком. Мы не знали бы “Тайной вечери”, если бы не чья-то забота.
Оценить масштабы человеческой ненависти и познакомиться с ее бесценными жертвами можно в течение месяца.
Светлана ПРОКОПЬЕВА.