Саша Аксенов: «Давайте сделаем Псков центром мира, центром Вселенной!»
Не каждому человеку дано увидеть в обыденных вещах материал для произведения искусства. Для многих людей остается загадкой даже то, что скульптуры тоже, по сути, лепятся из подножных глины, гипса, мрамора. Если идти дальше, то вполне можно пробовать себя буквально в мусоре. Например, попытаться сотворить что-нибудь из бутылочных крышек.
Особенно в этом деле преуспевают творческие личности, которые уже блистали своими художественными проектами и, как минимум, радовали общественность, если не удивляли. Ныне же настала пора удивлять, да так, чтобы сразу всех, даже не знакомых с ранним творчеством гения.
Выставка “С.АКС TIRACT” Саши Аксенова, открытая в минувшую пятницу в клубе “TIR”, удивила не столько фактом своего появления, сколько представленными работами.
Придя в клуб, многие люди не сразу обращали внимание на развешенные по стенам произведения, настолько они органично вписались в новый дизайн “TIR’а”. Практически всеми посетителями овладевало желание потрогать и даже поковырять пальцем аксеновские творения. Каждому хотелось выяснить, из чего они сделаны, хотя издали многие работы напоминали лепку из гипса или чего-то похожего на гипс. На одних виднеются какие-то спирали, на других – мерещится часть лунной поверхности.
Особое внимание публики привлекли спаянные вместе вилки и фрагменты ложек, так называемые ручки и “черпала”, которые, будучи зажатыми в квадратные формы, вещают о жестокой расправе над столовыми приборами. Или не над ними? Виновник сего торжества ума и фантазии тут же приступил к пространному описанию концепции и несколько настораживающего названия экспозиции.
Саша: Да, красивое название, но концептуальное. Я давно не выставлялся в Пскове. Последняя персональная выставка была в 1998 году. “TIR” – приоритет, потому что я его частично строил… Посмотри на стойку – красота! В то же время мне здесь еще ни разу не удалось реализоваться как художнику. Вот поступило предложение от ребят, я и согласился.
- Как долго ты работал над этими произведениями?
Саша: Это наработки последних двух-трех лет. Появилась такая струя в творчестве – совать в свои работы все, что под ногами валяется. Поэтому вторая часть названия “Act” – определенный выплеск. Безусловно, имеется сексуальный подтекст. Как люди, немного отдаленно стоящие от церковной ограды, мы рассматривали еще более провокационные варианты. Все-таки живем в такой географии, где соблюдается православный пост, решили, что лучше придумать, поэтому просто “С.АКС TIRACT”.
- Какой вариант был изначально?
Саша (смеется): “С.ЕКСенов: “Я в вас верю!”. У меня, насколько я понимаю, получилось быть интерьерным художником, поэтому мне хочется провокации. Я сегодня пришел с проводами, хочу под тот (указывает на одну из своих работ) “Собачий ирландский …” подвести свет. Это – гвоздь программы. Он на самом деле окрашен в ирландские национальные цвета.
- Лепил с натуры?
Саша: Нет, старался по книжкам.
- Какой материал ты использовал?
Саша: Тут все, что угодно. Возможный максимум материальных “кайфов”, который есть под руками: ложки, вилки, ручки, крышки, ботинки, какие-то, может быть, протезы, снаряды, гильзы. Материал натуральный, не содержит химикатов, вполне прошедший российскую сертификацию и весьма экологичный для нашего Северо-запада, клянусь мамой!
- А сколько столовых лишилось своих приборов?
Саша: Не было такой задачи. Я знаю, где находятся магазинчики, торгующие такими вещами. Регулярно наведываюсь. Там меня знают в лицо и здороваются за руку.
- Ассортимент впечатляет!
Саша (смеется): Спасибо! За бортом остались одноразовые тарелки, стаканчики и пластиковые бутылки.
- В чем же главная концепция выставки?
Саша: Я хотел продекларировать декламацию каждого современного художника, которая говорит, что продать можно все, но самое лучшее: продавать всякое г…! Можно это обрамить, грамотно оформить и продать.
- Я настолько глубоко не ковырялся в работах…
Саша: Могу дать шило. Вы не увидите в них ничего такого. Внутренность преобразилась сущностью. Мы получаем то, что хотим получить через отрицание того, что не хотим получить. В итоге берем то, что лежит под ногами, отображаем действительность. На самом деле я фотограф, а фотографы скажут, что они художники. В разной сфере деятельности мы постоянно меняемся.
- Ты ведь раньше рисовал миниатюрки, а тут перешел в совершенно другой вид творчества?
Саша: Это публичный переход. На самом деле это зрело где-то внутри и параллельно развивалось, кулуарно как-то восполнялось. В частности, я хорошо реализуюсь сейчас в Питере и Европе, но одно другому не мешает. Надоедает водить пальчиком, начинаешь работать пятерней, надоедает пятерня, работаешь как-то… иначе и так далее.
- Давно ли вызревала задумка выставки или спонтанно возникла?
Саша: Это идет от углубления поверхности. Если видишь каплю, которая растекается на поверхности в пятно – это одно, а когда представляешь, как эта капля проникает во все слои и как это можно сделать в компьютерной графике или заснять в замедленном темпе, то понимаешь, что можно работать структурально, постоянно меняя масштаб. Я все время меняю масштаб, поэтому жив, слава Богу.
- И насколько этот масштаб велик?
Саша: Насколько хватит воображения.
- Один к одному?
Саша (смеется): Ну, да! Конечно!
- Ты не заметил, что твое творческое мышление отчасти совпало с мышлением других людей, которые вывесили спиралью гирлянду в клубе?
Саша: Это было безусловное попадание в факт. Когда я первый раз зашел со своими работами в клуб, я увидел, как они в форме спирали накручивают эту светящуюся штуку. А потом начал монтировать работы, где спираль была сделана два года назад, год. Получилась своеобразная полемика, а, может, диалог.
- Твои работы очень органично вписались в интерьер клуба и даже не бросаются в глаза…
Саша: Я даже скажу – в новый интерьер. Сколько теперь в стенах тепла и этники! Это энергия того, что мы делаем важным место, где живем, не только “TIR” и Псков, но и весь Северо-запад, в отличие от уже раскрученных туристических брендов: Питер, Выборг или что-то еще. Давайте сделаем Псков центром мира, центром Вселенной! Я пытаюсь это делать! Манчестер тоже не был известен, пока туда не приехали парни из Ливерпуля.
Артем КОРЮШКИН.