Отказ от войны – лучший способ защиты своего Отечества
С момента переименования праздника 23 февраля в День защитника Отечества я не перестаю задаваться вопросом: почему “защитник Отечества” - это всегда “военный”? От какого еще “ечества” мы должны защищаться с оружием в руках?
День защитника Отечества – звучит красиво и просто, название не заостряет внимания ни на половой принадлежности героя праздника, ни на его профессии. Но по традиции, восходящей к 23.02.1918 г., в этот день поздравляют хоть и всех мужчин, но в первую очередь – военных.
Что я имею против военных? Ничего. Зато есть кое-то против войны.
Мне повезло – о войне я знаю только из книг, кинофильмов и выпусков новостей. Но у меня достаточно живое воображение, чтобы и без личного опыта понять, что война – это худшее из того, что может случиться.
Казалось бы, кто же спорит? Мировое сообщество, создав Организацию Объединенных Наций в 1945 г., провозгласило неприемлемость военного пути решения конфликтов и неприкосновенность суверенитета каждой из стран. Также и убийство во всем мире считается тяжелейшим уголовным преступлением.
А дальше начинается ложь. Общая, мировая ложь. Строго наказывая частных лиц, которые покушаются на жизнь других частных лиц, государство, тем не менее, оставляет за собой право тысячами отправлять на смерть своих и уничтожать чужих граждан по некому поводу, показавшемуся кому-то существенным. И пользуется этим правом регулярно.
Где логика? Если убивать – нельзя, то зачем изобретать и производить все новое и новое вооружение? Если война – неприемлема, то зачем нужны армии? Почему мир, где все говорят о мире, под завязку забит средствами уничтожения жизни? Оружием массового поражения?
* * *
Война – атавизм на теле цивилизации.
Известно, что война является продолжением экономики. Нападения одного народа на другой всегда служили простой и понятной цели – отобрать что-нибудь ценное и начать за счет этого жить немного лучше.
Но это открытое и незамутненное понимание смысла войн продержалось в людском сознании сравнительно недолго, пока человечество шло по экстенсивному пути развития, а идеи гуманизма и христианского сострадания еще не укрепились в умах. Позднее, когда мировые религии отстояли приоритет духовного над материальным и конечная цель истории была определена (в христианской терминологии) как “Царство Божие на земле” и спасение души каждого отдельного человека, убивать ради наживы стало как-то неприлично…
С тех пор у войн появились “причины” типа “освобождения Гроба Господня” или “борьбы с неверными”.
Коренной перелом в отношении к войне произошел в XX веке. Первая мировая война окончательно развеяла мифы о достойном занятии для настоящих мужчин, когда солдаты из “благородных рыцарей” превратились в “пушечное мясо”. Для того, чтобы началась Вторая мировая война, чтобы поднялись войска по обе стороны фронта, потребовалась совершенно безумная, античеловеческая идеология фашизма. Рациональные мотивы себя исчерпали. Это признали все. Войны стали официально неприемлемы.
Но они не прекратились! Разве что подвести идейную базу стало сложнее. Теперь агрессия “прокатывает” исключительно под флагом высшей цели: “братской помощи” “освободительной борьбе”, “восстановления правопорядка” или “экспорта демократии”. Солдаты разных стран продолжают убивать и умирать в чужих землях. Они умирают сегодня.
Кому это надо? Я не понимаю, честное слово. Какую пользу, например, извлекает рядовой россиянин от того, что другие рядовые россияне – русские и чеченцы – гибнут в горах Кавказа? Стали ли простые жители США еще богаче и счастливее после развязывания войны в Ираке?
* * *
Нет и не может быть целей, которые оправдали бы гибель тысяч невинных людей. Какими бы государственно-национальными или культурно-ценностными интересами ни обосновывались бомбежки чужих городов, всегда следует помнить: истинный мотив – это обогащение. Хватит врать себе, пора признать, что подлинная причина любой войны – алчность и жадность человеческая. Словом, то, за что любое религиозное учение с готовностью предоставит весть спектр адовых мук в вечное безвозмездное пользование.
А оно вам надо?
Тем более, сдается мне, что экономика, целям которой якобы служит война, на самом деле не особо-то выигрывает. Жаль, никто не считал и не сравнивал, во сколько обходится России война в Чечне, и во сколько обошлась бы независимая Ичкерия. Помимо человеческих жизней – бесценных, бессчетных.
Народам, интересами которых “руководствуются” генералы и президенты, войны не нужны. Ни один нормальный человек не хочет быть причастным к чужим смертям. Покоя и радости это не добавляет.
Война, если когда-либо и приносила прибыль, то лишь узкой прослойке “верхних слоев” общества, некоторым госдеятелям и крупному бизнесу, ну или бандитам. Можно предположить, что и сегодня есть те, чей уровень жизни повышается по ходу военных действий. Но их единицы. И это – преступники.
* * *
Хочется мира во всем мире, очень. Не для чего-то, а просто чтобы был.
Бесит эта глобальная ложь, абсолютная непоследовательность политики “великих держав”, несоответствие выдвигаемых лозунгов реальной практике. Если война – это зло, так хватит уже его творить! Или не надо рассуждать о добре.
Как ни печально признавать, война до сих пор естественна для народов. Пусть уже никто в открытую не планирует откровенно агрессивный захват чужой территории, но оборона своей страны понимается исключительно в военном смысле. Вероятный противник – неотъемлемая часть политики любого государства.
Никому даже в голову не приходит, что защищать Родину можно иначе.
Вот ведь парадокс: прогресс шагает по планете великанскими шагами, появлялись и исчезали культуры, изменялись коренные нравственные установки, не говоря уже о способах производства, полностью перестроилась социальная парадигма и структура общества в большинстве стран – а методы “защиты отечеств” остались теми же, что и в каменном веке. С той лишь разницей, что вместо дубинок у нас теперь ядерные боеголовки!
* * *
К счастью, мир меняется. Уже сегодня мы живем в совершенно иной, нежели даже сто лет назад, реальности, и процесс ее трансформации далек от завершения.
Враги, от которых нужно защищать наше Отечество, сегодня находятся не снаружи, а внутри страны. Это нищета, духовный кризис, разлад между властью и обществом и т. д. Армия от этого не спасет.
Всемирная глобализация стирает границы между экономиками отдельных стран, превращая планету в большой общий рынок, все уголки которого в определенной мере зависят друг от друга. Война как средство перераспределения ресурсов объективно изживает себя. Единая мировая экономика не нуждается в поддержке боем.
Незаметно, исподволь, но меняется сознание людей. Новые поколения все меньше и меньше верят в действенность грубой силы. Среди думающих, духовно развитых молодых людей война не находит поддержки, они выбирают мир. Пока им – нам – невероятно сложно говорить об этом, невозможно доказать свою правоту старшим, стоящим у руля, тем, кто привык к войне, кто не может жить без образа врага. Единственный способ быть услышанными – выйти на улицы и бить в барабаны, и танцевать под антивоенными лозунгами. Европейцы делают это довольно часто. Россияне – пока нет.
Смена элит неизбежна как смена времен года. Рано или поздно, миром будут править последовательные антимилитаристы. Или однажды эта планета просто перестанет существовать. Такая альтернатива.
Все просто: висящее на стене ружье обязательно выстрелит, а свежеизобретенное оружие непременно захочется испробовать (вспомним хотя бы Хиросиму и Нагасаки).
Светлое время “мира во всем мире” наступит, когда люди перестанут мыслить войной. Мы можем приблизить его, если перестанем оправдывать войны и считать их необходимой частью устройства Вселенной. Если перестанем навязывать свои битвы другим. Если защитим право каждого выйти из войны “в индивидуальном порядке” – не брать в руки оружие, не помогать его производству, не убивать по приказу.
* * *
Я хочу мира на Земле. Я безнадежно верю, что это возможно. И поэтому в день государственного праздника России, 23 февраля, поздравляю с Днем защитника Отечества не тех, кто занят войной, а тех, кто заботится о мире.
Тех, кто лечит и спасает жизни.
Тех, кто добр и учит добру.
Тех, кто любит.
Светлана ПРОКОПЬЕВА.