“Panorama”, Италия
Анна Зафесова,
31 января 2005 года
Они контролируют нефть, газ, а также банки и авиакомпании. Они распространяют свой диктат на газеты и частные компании. Они организуют тайные операции за границей.
Они - бывшие агенты спецслужб, которые благодаря поддержке Владимира Путина, уже составляют 25 процентов номенклатуры Москвы. И, как в прежние времена, похоже, в их мозгу существует только один противник - Запад.
«Поздравляем ФСБ» - синий транспарант с белыми буквами пересекает всю Кремлевскую набережную и хорошо виден кортежам черных машин VIP, которые мчатся в направлении древней крепости царей. С днем рождением Федеральную службу безопасности (ФСБ, как сейчас называется структура, которая внушала страх под именами ЧК, НКВД, КГБ) поздравила строительная корпорация КРОСТ, одна из ведущих компаний российской столицы, которая до сих пор не давала вовлечь себя в политику. Но времена меняются, и 20 декабря, в профессиональный праздник чекистов (как они все еще себя называют, не отрицая ничего из своего прошлого) частная промышленная компания тратит существенные средства для жеста покорности, который соперничает с рождественскими украшениями.
В том числе и потому, что на будущий день рождения ФСБ хочет подарить себе новое здание в Москве площадью в 30 тысяч квадратных метров (офисов, унаследованных от советского КГБ, уже более не хватает). Подряд от столь могущественного заказчика, естественно, нельзя упустить.
23 декабря секретная служба Кремля получила и еще один подарок: в правительственный аэропорт «Внуково-2» спецрейсом 9045 Доха-Москва на борту самолета из президентского отряда прибыли два человека, которых знали только по именам. Анатолий Белашков и Василий Богачев находились в заключении в Катаре после того, как 13 февраля 2004 года чеченский лидер Зелимхан Яндарбиев был взорван в своем джипе перед мечетью в Дохе. И вот они возвратились в Москву по милости эмира Катара, который разрешил им отбывать пожизненное заключение на родине.
Секретная операция (в действительности - не слишком секретная, если учесть, что ее организаторы были сразу выявлены) в худших традициях КГБ, который более 30 лет не убивал политических противников за рубежом. Белашков и Богачев (третий соучастник избежал тюрьмы благодаря дипломатическому паспорту) были схвачены, предстали перед судом и были осуждены в качестве шпионов за убийство и провоз оружия. Похоже, что взрывчатка для акции могла быть ввезена в Катар в дипломатической вализе российского посольства.
Международный скандал, но в этот вечер все национальные выпуски теленовостей открылись сообщением о возвращении на родину двух неумелых киллеров, как будто они были героями. А Владимир Путин позвонил эмиру, чтобы поблагодарить его за «жест доброй воли». В другое время это дело накрыли бы покрывалом сострадания. Однако, накануне Нового года генерал ФСБ Виктор Черкесов (выходец из КГБ Санкт-Петербурга также, как и Путин) опубликовал в популярной газете «Комсомольская правда» манифест под названием «Мода на КГБ».
Больше чем на моду это похоже на манию. Агенты находятся повсеместно как в структурах власти, так и в страхах россиян. И пока в кинотеатры завлекает фильм «Личный номер», в котором героический майор спецслужб расстраивает всемирный заговор, зорганизованный Усамой бен Ладеном, российскими олигархами (евреями) и чеченскими боевиками (это первый постсоветский фильм, заказанный и профинансированный властями), в реальной жизни разыгрываются сценарии, достойные кино. Один пример – отравление украинского президента Виктора Ющенко.
Тот факт, что он выжил, хотя и с изуродованным лицом, после ужина, начиненного диоксином, с руководителями украинских спецслужб, является еще одним подтверждением того, что КГБ уже не тот, что прежде. Темная история с отравлением (не ясно по инициативе Киева или с помощью коллег из Москвы) представляется фотокопией убийств при помощи смертельных снадобий, разработанных в лабораториях генерала Судоплатова, мастера по отравлениям ядами при Лаврентии Берии.
Фактом остается то, что в Киеве число известных жертв странных происшествий сильно увеличилось после того, как Кремль попытался вернуть Украину в российскую овчарню. 27 декабря министр транспорта Украины Георгий Кирпа - один из главных спонсоров избирательной кампании пророссийского кандидата Виктора Януковича был найден мертвым на своей даче. Он застрелился или его застрелили? Тремя неделями раньше перерезал себе горло близкий к Януковичу банкир Юрий Лях: в Киеве ходят слухи о том, что оба «слишком много знали».
Мода на КГБ идет из сердца бывшей империи. Не случайно, кремлевский трон занят полковником спецслужб. Говорят, что с КГБ связаны и два других высших должностных лица государства – премьер Михаил Фрадков и председатель Думы Борис Грызлов. И генерал КГБ, министр обороны Сергей Иванов, который многими рассматривается в качестве преемника Путина. Без сомнений к спецслужбам причисляют (но как всегда, здесь нет ясности) заместителя руководителя президентской администрации Игоря Сечина. Его считают стратегом разрушения ЮКОСа, которое было организовано как секретная операция с множеством подставных лиц, шантажом, insider trading и устрашающим воздействием юстиции, Операция эта завершилась сфальсифицированным аукционом, охладившим пыл западных инвесторов. Председатель Совета директоров Аэрофлота Виктор Иванов тоже работал на КГБ.
Это «силовики», когорта сотрудников спецслужб, которые, по мнению социолога Ольги Крыштановской, составляют уже 25 процентов российской номенклатуры. Непосредственно (Сечин является президентом государственной нефтяной компании «Роснефть») или опосредованно они контролируют нефть, газ, банки, металлургию. В качестве более или менее тайных администраторов они заменяют политико-экономических властителей олигархов, возникших благодаря приватизации. Прибыв вместе с Путиным из Санкт-Петербурга, силовики за немногие годы стали той критической массой, которая меняет Россию. В декабре абсолютным большинством голосов Дума одобрила в первом чтении антитеррористический закон, который безмерно расширяет власть ФСБ.
Этот документ предусматривает введение специального режима «террористической тревоги» (в том числе на основании официозной информации), который позволяет прослушивание телефонов, ограничение свободы передвижения, запрет на проведение общественных собраний и цензуру СМИ.
Эксперт по вопросам безопасности Александр Гольц замечает, что закон Дума проголосовала в тот день, когда Джордж Буш одобрил новые нормы по борьбе с терроризмом и подписал документы по реформе секретных служб. «Американцы признали провал своих спецслужб после 11 сентября, - объясняет он. - А в это время в России предлагается расширение власти ФСБ».
С тех пор, как Путин пришел к власти в Кремле, бюджет ФСБ вырос на 360 процентов. Под крыло Лубянки были возвращены пограничные части, которые во времена СССР входили в КГБ, и которые Борис Ельцин сделал автономными. Но, похоже, все возвращается к прежним временам, в том числе и представление о Западе, как о главном противнике.
В то время, как российские шпионские резидентуры за рубежом увеличиваются, путинская партия «Единая Россия» предлагает закон, который позволит запрещать въезд в страну иностранцам, которые «без уважения действуют в отношении России или сделали неуважительные заявления о духовных, культурных и исторических ценностях».
Как всегда в периоды, когда российская история скатывается в сторону авторитаризма, главная опасность исходит с Запада. Когда Виктор Черкесов заявляет, что КГБ вошел в моду, он чествует «духовную общину» людей из спецслужб, как «опорную структуру» Великой России. «Чекисты и Россия исторически связаны, и любая атака против нас в итоге направлена на государство и народ», - предостерегает он тех, кто критикует всевластие Лубянки.
Это своего рода орден меченосцев, если использовать выражение сталинских времен, который не ограничивается переносом в гражданскую жизнь ментальных схем шпионажа, но дает новую жизнь старому мифу.
Так, пока Черкесов плачет о России, которой угрожают внешние враги, желающие ей «африканскую судьбу геноцида и антропологической катастрофы», бывшие либералы вроде политического стратега Кремля Владислава Суркова клеймят как «пятую колонну» прозападных либералов. Последние либералы, вытесненные ныне на сайты Интернета, ищут утешения. Бывший блестящий комментатор «Известий» Семен Новопрудский убежден, что власть силовиков не продлится долго: «Они все разрушат, поскольку единственное, что они умеют, - бороться с воображаемым врагом. Но когда в Россию вернется демократическая власть, первое, что она должна сделать, - запретить чекистам занимать государственные посты».
Опубликовано на сайте inosmi.ru.