Шпионские страсти не позволяют герою Мэтта Дэймона вспомнить себя
Казалось бы, старомодные фильмы о шпионах должны были кануть в Лету. Но и сейчас людей привлекают шпионские сюжеты, придуманные 10, 20, а то и больше лет назад. С тех пор, когда многочисленные герои шпионских романов и кинокартин были востребованы публикой, обстановка в мире сильно изменилась. Но, как и тогда, зрителю не важно, чьи интересы защищал тот или иной секретный агент, потому что сам по себе он был героем для всех.
В 2002 году на мировые киноэкраны вышел фильм режиссера Дага Лаймана (Dug Liman) «Идентификация Борна» (Tha Bourne Identity), снятый по мотивам книжной трилогии Роберта Ладлэма (Robert Ludlum) об агенте секретной службы Джейсоне Борне. Кинокартина была римейком одноименной ленты с Ричардом Чемберленом (Richard Chambarlan) в главной роли, известной в России под названием «Тайна личности Борна».
Старый фильм от нового отличал особый психологизм и атмосфера глубокого отчаяния героя, не помнящего своего прошлого. Новая постановка потрясла публику как лихо закрученным сюжетом, так и динамичными сценами. Фильм Лаймана собрал по всему миру неплохую кассу.
Как водится, успех картины нередко подталкивает других людей снять либо нечто подобное, либо продолжение. Как правило, это рассчитано на уже определенную публику, которая с восторгом приняла первый фильм.
К тому же сам автор книги, написавший трилогию, практически «велел» сделать новый фильм о похождениях Борна сериалом. Все равно голливудские сценаристы никогда не включают в фильм всю книгу. То, что не было использовано сейчас, может быть успешно взято в будущие фильмы. Приблизительно также начиналась известная всему миру кинобондиана, правда, Ян Флеминг (Ian Fleming) еще достаточно долго продолжал творить романы о Джеймсе Бонде.
На волне успеха первой части картины с Мэттом Дэймоном (Matt Damon) в главной роли некоторым голливудским продюсерам захотелось сделать «долгожданное» продолжение, да и сам исполнитель роли Борна был не прочь сняться в сиквеле, если ему понравится сценарий. Изначально роль Борна (еще в «Идентификации Борна») предназначалась для Брэда Пита (Brad Pitt), однако тот не смог работать из-за травмы, и только после этого продюсеры обратились к Деймону, который, отметим, весьма похож на Питта.
Сценарист, Тони Гилрой (Tony Gilroy), участвовавший и в работе над «Идентификацией Борна», тут же принялся перелопачивать книгу – с тем, чтобы хоть как-то подогнать ее сюжет под современность. Как-никак Роберт Ладлэм писал свои книги во времена «холодной войны», что не могло не отразиться на его шпионских романах. Однако «холодная война» закончилась, Советского Союза давно уже нет. Вряд ли кто-то из нынешних зрителей захотел бы смотреть псевдоисторический шпионский фильм о противостоянии США и СССР. Потому пришлось придумывать новую историю загадочной личности Борна, которая вылилась в «Превосходство Борна» (The Bourne Supremacy).
На этот раз к работе над проектом в качестве режиссера был привлечен британец Пол Гринграсс (Paul Greengrass) известный по малобюджетным фильмам, например, «Кровавое воскресенье» (Bloody Sunday), имевшим признание в основном на родине мастера. Как и положено в Голливуде, Мэтт Дэймон согласился на участие в картине.
В процессе работы над картиной появились первые анонсы, из которых следовало, что в фильме сюжет закрутится вокруг убийства наемным киллером китайского вице-премьера. «Имя наемника тут же становится известным – Джейсон Борн. В ЦРУ недоумевают: ведь на самом деле никакого Борна не может существовать, поскольку это – рабочий псевдоним агента данной конторы Дэвида Уэбба. Следовательно, делают вывод умные головы в Лэнгли, кто-то присвоил себе имя «Джейсон Борн», чтобы совершить преступление, спровоцировав тем самым дипломатический кризис между США и Китаем. Дэвиду Уэббу ничего не остается, как самому распутать это дело».
Ничего более предсказуемого ожидать не приходилось. Однако после премьеры выяснилось, что реальные события картины во время анонса оставили в тайне. Выкинув алчущей информации публике сюжет с убийством китайского вице-премьера, авторы «Превосходства Борна» то ли не хотели заранее разочаровывать поклонников, то ли, скорее всего, просто подогревали интерес будущих зрителей.
«Превосходство Борна» ожиданий фэнов не превзошло, но вполне их удовлетворило. В американском кинопрокате фильм уже себя окупил.
Сложно сказать, чем «Превосходство Борна» так понравилось американскому зрителю. В картине нет особых взрывных сцен, действие течет равномерно, иногда переходя на более быстрый ритм, но быстро возвращается в размеренное русло.
Часть фильма снимались на выезде в Индии, Берлине и Москве. Отечественным зрителям по душе придутся кадры с похождениями Джейсона Борна в Москве. Именно здесь происходит самая внушительная по размаху и качеству постановки автомобильная погоня. Приятно смотреть на знакомые марки автомобилей, архитектурный стиль. Правда, «родная речь» у главных персонажей, исполняющих роли русских, далека от идеала. Мэтт Дэймон намного лучше справляется с русским языком, чем его «русские» коллеги по фильму, произносящие большинство слов с каким-то невероятным техасским акцентом.
Теперь уж американцы точно должны убедиться в том, что по российским улицам не бродят дикие медведи и пьяные мужики в ушанках. Правда, они увидят только таксистов и толпы милиционеров, доблестно отлавливающих Джейсона Борна.
«Превосходство Борна» – политический шпионский триллер, выстроенный на психологизме. Главному герою приходиться не только распутывать хитрые замыслы высокопоставленных чиновников, но пытаться разобраться в своем прошлом, которое ему недоступно. Ему известно только то, что ему сообщают в агентстве. По иронии судьбы лучший агент, Джейсон Борн, ничего не помнит. Воспоминания его посещают только в виде обрывочных снов.
В этом фильме главное – не действие, а атмосфера, в противовес сериалу о Джеймсе Бонде или «XXX» (Три Икса), где всё сродни аттракциону. Герои пользуются хитрыми шпионскими продуктами передовых технологий, палят во все стороны да разъезжают на красивых авто. В этом отношении Джеймсу Борну не повезло. Ему приходится передвигаться при помощи «своих двоих», поезда и российского такси, да и с «техническими средствами защиты» дела обстоят неважно: пистолет и кулаки.
Съемка при помощи ручных камер позволила создать эффект присутствия. Оператор сделал картинку дрожащей, что выглядит так, будто события происходили на самом деле, а режиссеру и съемочной группе приходилось только бегать за главными героями и выступать в роли подсматривающих.
До финальных титров зрителю не ясно, каким же образом превзойдет Борн своих противников, также непонятны его действия. Зритель наблюдает за ними с таким же недоумением, как и спецслужбы, охотящиеся за Борном.
Лишь после разговора с Ирой Нески (Оксана Акиншина) проявляется истинная цель поступков Борна. Здесь он превосходит и себя, и других, а после тихо удаляется в сумрак московских улиц, думая о сказанном, о памяти, о правде, которая бывает лучше представлений и рассуждений.
Хотя правда Борна вызывает некоторые сомнения. Нужна ли она на самом деле – такая, какой ее могут представить: жестокой и беспощадной? Слишком просто он о ней говорит. Он выговаривается, а тот, кто его слушает, должен тихо войти в шоковое состояние.
Может, «правда Борна» и не войдет в мировой список «правд», начатый еще Максимом Горьким, но, по крайней мере, она вполне удачно вписывается в современный шпионский фильм, добавляя всему особый смысл. Сам Борн не до конца знает свою правду.
Тайна личности Борна потихоньку превзошла другие тайны и ему, пожалуй, придется как минимум еще раз попытаться раскрыть свое прошлое. Если продюсеры не передумают.
Артем Корюшкин
Смотрите на лицензионном видео.