Статья опубликована в №33 (203) от 08 сентября-14 сентября 2004
Культура

Шокирующее Евангелие

 Артем Корюшкин 08 сентября 2004, 00:00

Страсти вокруг фильма Мела Гибсона не утихают ни на минуту

Во время просмотра этого фильма в зале царит мертвая тишина, изредка нарушаемая всхлипываниями и вздохами. Два человека умерло от инфаркта во время сеансов. Автора кинокартины обвиняют в разжигании межнациональной вражды и антисемитизме. Тем не менее, фильм прочат в «Оскары» 2005 года, как один из самых необычных религиозных кинопроектов.

Никто бы не мог подумать, что но-вый фильм Мела Гибсона (Mel Gibson) «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ) вызовет такой ажиотаж не только в церковных кругах, но и среди простых людей.

При бюджете в $30 млн. (личных средств Мела Гибсона, все студии отказались финансировать проект) картина себя полностью окупила уже в первые дни. После пятидневного проката в США он собрал $125 млн., побив рекорд третьей части «Властелина колец». После 12 дней проката эти показатели достигли $212 млн. Однако и это не стало пределом для «Страстей…», теперь картина успешно преодолела планку в $300 млн., что является феноменальным показателем для фильма такого рода, к тому же идущего во всем мире с субтитрами.

Одной из особенностей фильма стала необычная для современного зрителя речь персонажей «Страстей Христовых»: они говорят на тех языках, на которых могли говорить 2 тыс. лет назад жители Иерусалима, причем на «мертвых» языках. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, римляне – на латыни. На латинский и арамейский языки текст переводил иезуит, профессор лингвистики Билл Фулко (Bill Fulco).

Второй характерной особенностью «Страстей» стало обилие жестокости, крови и натурализма, на чем делается явный акцент. Кровь, действительно, выглядит очень реально. Крючья сдирают кожу вместе с мясом и обнажают ребра, гвозди пронзают ладони, кости с хрустом ломаются. В истории мирового кинематографа еще не было более кровавой сцены распятия Христа. На протяжении практически двух часов экранного времени перед зрителями предстают одна сцена насилия за другой. Иисуса Христа истязают весь фильм, показывая это во всех подробностях.

Объясняя свое решение сделать фильм как можно более реалистичным, Гибсон говорит: «Я хотел передать и колоссальность жертвы, и ее ужас. Но я также хотел, чтобы в фильме были моменты подлинно лиричные и красивые и чтобы в нем постоянно ощущалась любовь, потому что, в конечном счете, это история о вере, надежде и любви. По-моему, это величайшая история, которую может рассказать человек».

Литературными источниками сюжета стали несколько книг. Сценарий был написан Бенедиктом Фицджеральдом (Benedict Fitzgerald) и самим Гибсоном по четырем Евангелиям (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), книге святой Анны Катерины Эммерих «Печальная страсть Нашего Господа Иисуса Христа», «Таинственный город Бога» святой Марии из Агреды, а также некоторым апокрифам. Рабочим названием картины было просто «Срасти» (The Passion), но его пришлось изменить из-за двусмысленного понимания.

Единственный персонаж, которого не было ни в одном из источников, но включенный в картину о последних 12 часах жизни Христа – это Сатана, бесполое существо, мелькающее в различных эпизодах. Его роль исполнила Розалинда Челентано (Rosalinda Celentano, дочь Адриано Челентано), а озвучили мужским голосом, что создало нужный эффект притягательности зла, кажущегося на первый взгляд красивым.

На роль Иисуса Христа был призван Джеймс Кэвизел (James Caviezel, «Глаза ангела», «Тонкая красная линия», «Граф Монте-Кристо» и др.), привлекший режиссера своей способностью владения чисто внешней актерской игры, передачи эмоций и переживаний персонажа без слов. К тому же ему местами даже не приходилось играть, он на самом деле страдал.

Представители съемочной группы почти с удовольствием перечисляет все, что пришлось пережить актеру: нести небутафорский крест весом около 70 килограммов, страдать от волдырей, которые появились от многослойного грима (Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов) и переохлаждения, перенести легочную инфекцию, вывих плеча, многочисленные порезы и раны. «Но если бы я не прошел через всё это, страдание на экране никогда не было бы подлинным», – говорит Кейвизел.

Роль Марии Магдалены исполнила Моника Беллуччи (Monica Bellucci, «Малена», «Братство волка», две части «Матрицы»), связавшаяся с Мелом Гибсоном немедленно после того, как она узнала, что он собирается снимать фильм о страстях Христовых.

В остальных ролях снялись европейские актеры, набранные в основном в Восточной Европе и Италии, где проходили съемки. Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1965 году «Евангелие от Матфея». Огромная декорация Иерусалима была построена на киностудии «Чинечитта» на окраине Рима художником-постановщиком Франческо Фриджери и художником по декорациям Карло Джервази. Этот огромный комплекс включил в себя Храм, где происходил религиозный суд над Христом, двор перед дворцом Пилата и место, где Христос был подвергнут бичеванию.

Гибсон попросил оператора Калеба Дешанела стилизовать фильм под картины итальянского живописца Караваджо, чьи картины построены на резком контрасте света и тени. Сорок процентов фильма было снято на натуре ночью или в помещении с использованием специальных фильтров, чтобы добиться эффекта света, силой прокладывающего себе путь из темноты.

Исторически точные костюмы были изготовлены вручную по эскизам художника Маурицио Милленотти в караваджиевских тонах: коричневом, черном и бежевом.

«Страсти Христовы» в руках Мела Гибсона в каком-то смысле превратились в киноикону, где строго показаны последние события жизни Христа. Конечно, и здесь нашлись свои огрехи, например, кровь, капающая с другой стороны креста с гвоздей, которыми прибили руки богочеловека. В фильме есть неточности в некоторых деталях, но в этом пусть разбираются специалисты.

«Страстям Христовым» как произведению искусства вполне позволительно содержать мелкие отступления от канонов Библии. Мел Гибсон не ставил своей целью в точности воссоздать события жизни Христа. Он много лет мечтал снять эту картину: «Я стремился создать подлинное произведение искусства – фильм, который переживет свое время и побудит самых разных зрителей к серьезным размышлениям».

Рассматривать «Страсти Христовы», как идеологический фильм нет смысла, но не приходится сомневаться в том, что картина принесет свои плоды. Гибсон как постановщик убеждать умеет: так, за год, прошедший с премьеры «Храброго сердца» (The Brave Heart), число приверженцев Шотландской националистической партии увеличилось вдвое.

Несомненно, что поклонников «Страстей», видящих в них позитивные влияния, в мире стало намного больше после просмотра картины. В большей мере фильм не устроил представителей некоторых еврейских национальных организаций, считающих, что в фильме еврейский народ показан в не выгодном свете, хотя в фильме именно римские солдаты показаны наиболее жестокими, изощренно издевающимися над Иисусом. Тем не менее, после предварительного просмотра из фильма были изъяты некоторые фразы и сцена суда иудеями над Иисусом Христом. И все же после просмотра ненавидеть хочется весь род людской, а не отдельные нации.

В таком свете сложно предположить, что на сам дела представляет собой фильм Мела Гибсона. То ли это удачно просчитанный коммерческий проект, то ли фильм о всепобеждающих любви и вере, то ли картина, преследующая своей целью шокировать общество? Ведь большинство людей, надо признать, идет на «Страсти Христовы» не просто для того, чтобы стать сопричастным воскрешению, а на так называемую «кровавку», на сцены насилия, что стало атрибутом многих современных фильмов. Те, кого это не интересует, предпочитают отсиживаться дома.

Фильм достоин серьезных исследований. Его авторы провели огромную работу, но только время покажет, для чего понадобилось Мелу Гибсону снимать жестокую и столь натуралистичную картину. Что это было, веяние эпохи или способ показать то, чего люди пока еще окончательно не лишились?

Артем КОРЮШКИН На лицензионном видео в сентябре 2004 года.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.