Статья опубликована в №27 (197) от 21 июля-28 июля 2004
Спорт

Красота в луже

Антон Иванов: «Скамейка – моя фотомодель»
 Артем Корюшкин 21 июля 2004, 00:00

Антон Иванов: «Скамейка – моя фотомодель»

Ежедневно люди ходят практически по одним и тем же местам, не глядя по сторонам, поэтому не все из них способны замечать нечто особенное в окружающем мире. Лишь некоторые представители человечества уделяют внимание обыденным вещам, которые как-то по особому красивы, просто притягивают к себе взгляд или заставляют остановиться на время и присмотреться к тому, чего раньше не замечали.

«О…», которое всех объединяет

Стремление к красоте поспособствовало открытию 5 июля в кинотеатре «Победа» авторской выставки молодого псковского фотографа Антона Иванова под необычным на первый взгляд названием «О…». Посмотреть на его творения в первый день пришли друзья и коллеги.

По заверению автора, раскрывшего секрет интригующего «О…», изначально не было никакого названия. Сначала он отбирал фотографии. Многие из них не связаны между собой. На фотографиях запечатлены ночные улицы Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова, а также церкви, люди, фонарные столбы, природа и перевернутые снимки отражений в лужах, около которых посетители все время забавно крутили головами, инстинктивно пытаясь встать на голову. Кто-то отшатывался, глядя на снимок «Медный всадник. Фрагмент», где изображено только копыто известного памятника, которое так и норовит лягнуть смотрящего на него человека.

Антон: Пока думал над фотографиями, получилось название «О…», потому что они о чувствах, о свободе, о людях. Это «О…» все объединяет.

- Это у тебя вторая выставка, а когда была первая и что ты на ней представлял?

Антон: Первая выставка проходила в январе этого года, в Русско-немецком центре. Там было представлено всего 14 работ. Была определенная концепция, выставка называлась «Мир одного портрета». Все работы составляли единый портрет, хотя там не было изображений людей, но работы в совокупности представляли какие-то мысли, чувства и составляли образ конкретного человека.

- Кто был инициатором обеих выставок?

Антон: К первой у меня давно закралась идея. Хотя я не был готов в плане материала, потому что сделал у себя пару ревизий и то, что год назад считал шедеврами, все полетело пачками в мусорное ведро. Не знал многих формальностей. Потом один человек меня подтолкнул, я с друзьями в «Центре» договорился и мне разрешили. Потратил, правда, на это кучу сил и денег, но сделал все абсолютно сам. За организацию второй выставки огромное спасибо «Фреске-фото». Ее директор, Андрей Иванов, предложил мне сделать вторую выставку. Мы вместе отбирали фотографии.

- На одной из афиш была фраза, которая у всех на слуху: «Выставка о том, что мы видим, но не всегда замечаем», откуда она?

Антон: Честно говоря, не я написал ее. Но у кого-то она родилась. Ее вспомнили, когда писали аннотацию. Да, довольно банальная фраза, я не считаю, что люди ходят и ничего не видят. Все они замечают красоту.

«Сейчас тянет к людям»

- Давно ты занимаешься фотографией?

Антон: Все началось с того, что два года назад мне попал в руки фотоаппарат, «Зенит». Я пару раз пощелкал и влюбился в это дело. С тех пор с фотиками не расстаюсь.

- Сразу ли получались качественные снимки, наподобие тех, что на выставке?

Антон: Нет, конечно. На выставке представлено большинство работ за последние полгода. Был такой скачок. Но там же есть фотографии и с моей самой первой пленки, черно-белой еще, со вторых и третьих. Всегда говорят, что первая пленка – все фотографии шедевры. Потом уже поменьше кадров получалось.

- Что ты поначалу фотографировал?

Антон: Не было какой-то цели, просто вышел в город, стал фотографировать, что нравится. Мне нравились и памятники архитектуры, и башни Кремля, и чайки, и какие-то веточки. Что-то показавшееся интересным и необычным: лужа, стекло…

- Что больше всего тебе нравится снимать?

Антон: Сейчас тянет к людям, к их портретам. Не то, чтобы фэшн-съемки, просто к портретам. Но это самый сложный жанр из всех. Потихонечку я работаю уже с людьми.

- Ты работаешь сейчас на концертах, это отличается от того, что делал раньше?

Антон: Очень отличается. Репортаж офигенно отличается, хотя я стараюсь ловить эмоции, какие-то мгновения, хочется делать необычные снимки, которые нужно обдумать. Не скажу, что это хуже или менее интересно. Адреналинища тьма тьмущая, ждешь, когда певец подпрыгнет, когда рот откроет. То есть наслаждение получаешь, но все равно истинная радость, когда выходишь погулять, на берегу подождать солнышко, закат и все прочее.

- Приходилось ли тебе проявлять пленку по-старинке, в темноте?

Антон: Нет, но думаю, что буквально чуть ли не завтра займусь этим. Потому что есть профессиональные пленки, которые не проявляются в лабораториях по процессу на автомате, их надо проявлять вручную. Да и никто у нас в городе этим не занимается. Сам буду заниматься, но печатать сам вряд ли пока буду. Сложно связываться со всей химией, здоровье губить.

- Как складываются взаимоотношения со старшими коллегами по фотоцеху? Не завидуют после выставки?

Антон: Я не сильно пока влился в это общество. Общаюсь с ними немножко. Знаю всех в лицо, но не все из них знают меня. Рад, что получается с ними общаться, но больше получается общаться с молодыми: Димка Логвинов, Женька Клюев. Они мне помогают, у них есть чему учиться. Директор помогает, он же тоже фотограф. Приезжал Саша Тимофеев – событие было для нас.

История скамейки

Многие снимки Антона кажутся настолько невероятными по цвету и композиции, что невольно создается впечатление, будто их обрабатывали на компьютере или другим способом. Лично меня в дикий восторг привела работа «Заплатка», где кусочек неба ложится заплаткой на какую-то невиданную одежду.

Антон: Ни одна фотография не обрабатывается на компьютере. Я противник этого. Мой принцип – фотография в чистом виде. Я не кадрирую, не обрезаю края. Как сфоткал, так и есть. Если не получилось, то я потом не переснимаю. Хотя знаю фотографов, которые пятьдесят два раза приходят на одно и то же место и снимают, пока не получится. Я этим не занимаюсь, может, позже приду к этому. В плане эффектов я полностью использую ресурс техники: объективы, фильтры-насадки. Использую экспозиции – наложение кадра на кадр, когда один кадр не перематываешь и снимаешь прямо на него. Например, «Заплатка» снята из ямы.

- Интересные снимки с фотографиями-перевертышами, отражениями в лужах, часть из которых не сразу определишь как отражения. Сразу пришла мысль их переворачивать?

Антон: Я не всегда до чего-то додумываюсь. Тут спасибо друзьям. Бывает, смотрю с ними отснятый материал и думаю, что вот это сразу в мусорку, а кто-то: «Смотри, Антон, вверх ногами, именно так должно быть». Таких снимков немного, я, когда фотографирую, не задумываюсь. Но пару раз попадались такие хорошие кадры, которые, переверни их по-другому, и они уже не смотрятся. Потому я не делаю на них ставку. Да, это прикольно, но намного сильнее передать эмоцию старика или ребенка, чем сфотографировать и перевернуть фотографию.

- Где ты нашел скамейку, лежащую в воде?

Антон: Это отдельная история. На выставке есть еще фотография скамейки на берегу, про нее говорили – как акварелью нарисованная. Это одна и та же скамейка. Вроде бы как моя модель. Гулял я как-то по набережной, после того, как заснял «акварель», смотрю – нет моей скамейки. Потом увидел ее в воде, сбросил кто-то. Сначала появились чувства переживания за нее. Скамейка лежит в воде и будто просит: «Вытащите меня». Есть еще кадры в других ракурсах, в одном из них видно, что она прямо как человек тянется из воды. Мне пришлось слезть в воду, чтобы сфотографировать ее. Намок, но это того стоило. Это все было буквально у Ольгинского моста.

«Че ты на меня пялишься?»

Бытует мнение, что фотографы – единственные люди, у которых мало изображений себя любимых, они всегда и везде носят с собой фотоаппарат, снимая окружающую природу и людей, и чуть ли не спят с ним. Сны, наверное, пытаются сфотографировать.

Антон: Бывает иногда ношу с собой, но не всюду. Иногда иду на какой-нибудь праздник, где можно поснимать, но не беру, потому что хочу просто отдохнуть. Я заметил, что удачный кадр может получиться случайно, когда носишь с собой фотоаппарат. Но это не так часто бывает. Скорее, хорошие фотографии получаются, когда идешь снимать целенаправленно.

- Зависит ли качество снимков от техники или талант нужен?

Антон: Конечно, зависит, и талант тоже влияет. Но как давно сказал один супер-пупер фотограф: «Во вторую очередь можно снимать консервной банкой». Это действительно так. Чем не показатель, что у меня на выставке одни работы сняты старым «Зенитом», а другие «Canon». Есть фотографы, которые «Зенитом» отснимут так, что другие не сделают самым навороченным аппаратом.

- Как лучше смотреть на мир: невооруженным глазом или через фотообъектив?

Антон: Иногда подмечал за собой, что, идя по улице, я ищу кадр. Смотрю на многие вещи как через фотоаппарат. Бывает так, что фотоаппарат становится одним из органов чувств, сливаешься с ним. Происходит это, наверное, по привычке, поэтому часто засматриваюсь на красивых людей, потом ловлю такие взгляды в автобусе вроде: «Че ты на меня пялишься?», а я этого не замечаю.

- Ты часто фотографируешь друзей? На выставке был снимок твоего друга с сигаретой.

Антон: Друзей снимаю мало, а это, пожалуй, единственный портрет, которым я доволен. Получился какой-то образ. Я говорил, что тяготею к портретам, однако на снимках не люди с улицы – это мои друзья. Они не профессионалы, точно так же как и я. Это люди, которых я знаю, нам легче найти общий язык. Я могу передать образ того, кого знаю, а кого не знаю, могу просто красиво запечатлеть. Это можно сделать на автоспуске, чтобы фотоаппарат сам снял. Все-таки образ важен.

- Судя по снимкам, твои любимые времена года – осень и весна, так ли это?

Антон: Да нет, я перед зимой думал, что засуну свой фотик в долгий ящик и до лета его не достану, но нет. У меня есть куча ночных фотографий, сделанных зимой в морозище. И это кайф. Все времена года плодотворны для творчества.

- Чем ты занимаешься еще, кроме фото?

Антон: Ммм… сексом! (смеется). Я играю в баскетбол, теннис. Хожу…

- На дзюдо (гигикая подсказывают друзья, ожидающие Антона).

Антон: Нет, просто гуляю.

- На одной из фотографий мной замечен баскетбольный мяч.

Антон: Баскетбол – это круто! Он чуть ли не на втором месте после фотографии. А так, учусь в педе на психфаке, работаю. Я такой же человек, как и все. Не затворник какой-то, я живу. - Не пробовал снимать мяч, летящий прямо в объектив?

Антон: Не-е-ет! Страшно! Я помню, фотографировал баскетбол, трясся за фотоаппарат, отбегал всегда.

- Когда будет следующая выставка?

Антон (смеется): Завтра приходите… Надеюсь до конца года сделать еще одну. Конечно, будет круто – три выставки за год, но попробую. Задумок много. Хочу снять девушек, одетых только в розовое.

Пока Антон выбирает девушек в розовом, можно еще успеть заглянуть на выставку «О…» выразить ей свое «О-о-о…», повздыхать, подивиться фотографиям зимнего солнца, детей, бредущих по парку, и загадочным парочкам, которые задумались «О…» чем-то своем.

Артем КОРЮШКИН.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.