Статья опубликована в №19 (19) от 21 декабря-27 декабря 2000
Общество

Три мифа о свободе слова

 Наталья БОБРОВСКАЯ. 21 декабря 2000, 00:00

«Я журналист, но вместе с тем я - человек чести». Эта фраза принадлежит известнейшему итальянскому журналисту Джузеппе Севернини (обозревателю газет «Экономист», «Коррьере делла Сера»).

Прозвучав в Московской школе политических исследований Елены Немировской, она, пожалуй, и выразила наиболее точно отношение к собственной профессии журналистов из 44 регионов России, ставших слушателями недавнего семинара. Школа - неправительственная и некоммерческая организация, где понятия демократии и правового пространства звучат без искажений, органично и естественно. Школа с первых дней своего существования привлекает внимание известных общественных деятелей, политиков из ведущих стран мира. Став однажды экспертами школы, они вновь и вновь приезжают и участвуют в дискуссиях не менее жарко, чем новички. Впрочем, о школе – разговор особый: интервью с ее основателем и директором Е. М. Немировской вы прочитаете в одном из ближайших номеров «Псковской губернии».

Первая встреча журналистов состоялась осенью прошлого года. Тогда разговор шел о средствах массовой информации в демократическом обществе. Значительность напряженной дискуссии можно оценить, пожалуй, только сейчас, когда прожит год и оправдалось большинство прогнозов, прозвучавших в ходе многочисленных встреч с экспертами. Редакторы ведущих российских газет и телеканалов говорили тогда о неизбежном усилении попыток со стороны властей всех уровней и ветвей подчинить своему контролю деятельность СМИ, о том, что к подавлению независимо мыслящих изданий и каналов будут привлекаться правоохранительные структуры, что неизбежны переорганизации, перерегистрации, что рынок СМИ ожидают великие потрясения. И что самый печальный результат, к которому мы можем придти, - возврат цензуры, основанной на борьбе СМИ за собственное выживание в ситуации постоянного унижения. Тональность обсуждения, факты и их аргументация со стороны экспертов и слушателей семинара не создавали впечатление тотального пессимизма, а скорей звучали мощным предупреждением и предостережением. Тогда же сама собой определилась и тема следующего разговора: «Независимые средства массовой информации и власть». В результате ее трехдневного обсуждения оказались развенчанными некоторые мифы, по-прежнему сопровождающие деятельность российских средств массовой информации.

Миф об исключительности

Главное впечатление: мы настолько зациклились на собственной индивидуальности, что даже свои проблемы считаем единственными, неповторимыми и никем, кроме нас, не пережитыми. Своего рода негласная монополия даже на проблемы. Да ничего подобного. Россия - не исключение из правил общественного и государственного развития, а самая что ни на есть обыкновенная закономерность. И те проблемы, которые сегодня кажутся нам трудно, если вообще разрешимыми, на самом деле пережиты и благополучно решены в десятках стран мира. Другое дело: когда это было. Каждая страна проживает свою историю, но история-то развивается по одним и тем же законам. И лишь национальные, исторические, географические особенности развития придают стране индивидуальность. Но мы почему-то именно частности пытаемся обобщить, создав на их основе самые невероятные теории собственного жизнеустройства и развития.

Общее мнение экспертов школы: сегодняшние процессы в России похожи на те, что переживала Италия с середины 70-х годов до конца 80-х. Те же попытки криминала (мафии) прорваться во власть, те же особенности развития СМИ, когда вдруг создаются холдинги и компании, независимые от власти, и которые власть, усмотрев угрозу для себя, пытается прибрать к рукам, то же разделение печатных изданий на государственные и не зависимые от власти, те же трудности в экономике. Так что в нашей далекой от благополучия жизни нет ничего оригинального и трагичного: через неизбежные болезни роста, через общественные метаморфозы проходят все. Так что пришло и наше время взрослеть. Больно, тяжело, страшно, но взрослеть-то приходится. И как знать, может, лет через 20-30 «исключительный» российский опыт повторится еще в какой-нибудь стране.

Миф о творчестве

Мы считаем, что в России существует свобода слова. Но одно из главных завоеваний демократических преобразований (демократия в России, как это ни кажется парадоксальным, все-таки есть, другое дело в каком виде?) технически можно отключить за одну минуту - простым нажатием кнопки, поскольку инфраструктура свободы слова, включающая, прежде всего технические средства, полностью находится в руках государства.

СМИ и власть всегда находятся в состоянии конфликта: таково нормальное положение вещей, вытекающее из разности предназначения. СМИ выполняют функцию общественного контроля за деятельностью власти, которая стремится к ограничению влияния на себя всеми доступными ей средствами. Любое взаимодействие, по мнению М. Бергера (главного редактора газеты «Сегодня»), либо предрассудок, либо пережиток. У власти и средств массовой информации не может быть никаких общих дел. Существует и другая точка зрения, ее выразителем стал главный редактор «Известий» М. Кожокин, обозначив суть взаимоотношений прессы и телевидения с властью как неагрессивное недоверие.

По общему мнению экспертов и слушателей семинара, настала пора расстаться с прекрасным, но абсолютно нежизнеспособным утверждением о творческой природе печатного слова. Газета сегодня - бизнес. И чем успешнее идет бизнес, тем меньше у власти возможности устанавливать свой контроль над содержанием, вмешиваться в редакционную политику. А раз речь идет о полноправном бизнесе, значит, должна быть и прибыль. И на самом деле не так уж важен вопрос принадлежности газеты к той или иной финансово-промышленной группе: если бизнес успешен, ни один предприниматель, промышленник не пойдет на самоубийство, разрушая то, что приносит доход. И в этом направлении ничего нового российские СМИ не изобретают: подобные отношения с бизнесом развивались во многих странах, последний по времени пример – все та же Италия.

Наша особенность заключается лишь в том, что в России сегодня сложился слишком узкий рынок для функционирования СМИ, четко делящийся на столицу и регионы, что создает определенные трудности и для развития рекламного дела. Не способствует развитию рынка и кризис в сфере СМИ, характеризующийся тотальным разрушением системы распространения печатной продукции и низкой покупательной способностью читательской аудитории.

С другой стороны, СМИ - полноправная часть общества, именно средства информации служат посредником между членами общества и властью. Сегодня идет процесс самоорганизации общества, и на первый план выступают человеческие ценности. Хотя вектор давления на человека, присущий советской эпохе, по-прежнему остается жизнеспособным, чего не должно быть в демократическом обществе.

На глазах зрителей и читателей в последнее десятилетие происходит резкая депрофессионализация журналистских кадров. Хотя процесс характерен и для других профессиональных сфер, но именно в журналистике он слишком очевиден. Мы не умеем разговаривать, задавать нужные вопросы, получать необходимую информацию. Продажность в журналистике перестает быть единичным явлением, приобретая повальный характер коррумпированности. Журналисты покупаются за деньги или за информацию.

Кроме того, в профессиональном стане журналистов четко проявляется тенденция неготовности работать в условиях рынка, особенно региональная пресса склонна причислять себя к творческим профессиям, забывая о том, что мировое и российское развитие СМИ доказывает: на 80 процентов профессия журналиста состоит из ремесла и производства и лишь на 20 - из творчества.

Происходит дикий слив компромата - то, что отличает сферу журналистики последнего десятилетия. Есть факты, когда сливают информацию спецслужбы. Можно ли пользоваться таким источником информации, сознавая, что тебя используют? Можно, предварительно четко ответив на вопрос: для чего ее передают вообще и почему именно тебе.

Кому нужны профессиональные журналисты? Профессиональным работодателям. Независимость мнений не зависит от собственника. Журналист обязан быть независимым в суждениях, невзирая на собственника. Журналисту следует относиться к своей профессии не как к миссии, а именно как к профессии. Тогда многое встанет на свои места.

Тенденции развития отечественной журналистики таковы, что исчезает со страниц и из эфира полноценный репортаж, пропадают новости, уступая место стандартизации сообщений. Процесс реформирования информационных жанров ускоряется проникновением Интернета, который значительно меняет принципы поиска и сбора информации, фактов.

Для регионов становится характерным процесс, который условно можно назвать круговоротом новостей в природе, когда одна и та же новость почти одновременно проходит по всем местным средствам массовой информации практически в одном варианте и с одним набором подробностей. И эта тенденция позволяет предполагать, что у ежедневных региональных газет общественно-политической направленности по сути нет будущего: они не нужны в регионе, где уровень развития телевидения уже сегодня позволяет с большей оперативностью и убедительностью реагировать на ежедневные события.

Дотационные издания и телеканалы также не выдержат длительной конкуренции на рынке информационных услуг, тем более, что налицо процесс, когда крупные медиа-проекты из столиц плавно подбираются к регионам. Тиражи общественных газет будут падать. Рынок СМИ ужесточает правила: выжить удастся далеко не всем.

Миф о вредности

В будущем году исполнится 10 лет с момента принятия Закона «О средствах массовой информации». По мнению Михаила Сеславинского, первого заместителя министра по делам печати, телерадиовещания и средствам массовой информации, действующий закон достаточно либерален, в нем предусмотрен механизм защиты СМИ, и сведены до минимума возможности воздействия государственных структур власти на СМИ.

Только печатных СМИ в России сегодня издается 25000 наименований, из них газет - 5000 (для сравнения: в Германии выходит 400 газет). У нас в среднем в год появляется до 1000 новых печатных изданий и до 500 телерадиоканалов.

Псков – единственный город на Северо-Западе, где за последние четыре года не появилось ни одного общественно-политического издания, не отражающего точку зрения существующей власти или какого-либо одного частного лица. В большинстве областей страны выходит более десятка газет (не считая районок). В Пензе - области, удивительно похожей на нашу и по состоянию промышленности, и по демографической ситуации, и по политической нестабильности, сегодня издается почти полтора десятка газет самой разной направленности. У нас же по-прежнему существует только одна направленность.

Пять лет назад почти все регионы находились в равных условиях отсутствия независимых СМИ, сегодня ситуация изменилась практически везде, кроме Псковской области. Незавидное «лидерство», убеждающее только в том, что свобода слова, равно как и правовое сознание, и гражданское общество остаются для нас категориями не из повседневной реальности, а скорее сказочной мечтой.

Руководители регионов, как отметили участники семинара, нередко занимают примитивную позицию, воспринимая любое средство массовой информации, не выражающее точку зрения власти, как вражеское, с которым непременно нужно бороться. Заставлять СМИ ориентироваться «правильно», с одной стороны - утопия, с другой - страшный вред.

Любопытные данные представил слушателям Юрий Левада, президент Российского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), заявивший, в частности, что несмотря на то, что Россия - страна чудес: то никому не верит, то готова поверить кому угодно, вернуть ее к единомыслию не удастся никому. Одно из последних проведенных центром исследований ставило своей задачей выяснить, кому и чему доверяют сегодня в России. В графе «вполне доверяют» лидирует президент, вторую позицию занимает церковь, третью - СМИ и армия. Менее всего россияне склонны верить правительству и региональной власти. В графе «совсем не доверяют» с отрывом в 6 пунктов от органов госбезопасности лидируют региональные власти. На вопрос о том, считать ли благом для России свободу слова и критику в адрес власть имущих, 43 процента опрошенных ответили положительно, как вредную деятельность СМИ оценили 30 процентов, остальные затрудняются с ответом. Считают, что было бы лучше, если бы СМИ вели себя потише и меньше критиковали - 26 процентов; уверены, что свобода слова - это основа демократии, и на нее нельзя посягать - 57 процентов. 17 процентов с выбором ответа испытывают затруднение. Есть результаты еще одного исследования, представляющие, какую роль играют социальные институты в жизни общества. Первую позицию занимают олигархи, банковские и финансовые структуры (индекс - 4.07), вторую позицию разделили президент и средства массовой информации (индекс- 3.63): реальная власть главы государства уравновешивается не менее реальным влиянием прессы и телевидения.

Так что утверждение, так часто звучащее из рядов огромной армии чиновников, о вреде и бесполезности средств массовой информации, не соответствует действительности и не поддерживается большинством россиян. А резко отрицательное отношение современного чиновничества к деятельности журналистов вызвано исключительно личностным восприятием критики и негативных оценок.

Наталья БОБРОВСКАЯ.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.