Статья опубликована в №14 (184) от 14 апреля-21 апреля 2004
Культура

Разорвать черноту квадрата

Студенты-архитекторы открывают новые миры в полотне отца супрематизма
 Светлана ПРОКОПЬЕВА 14 апреля 2004, 00:00

Студенты-архитекторы открывают новые миры в полотне отца супрематизма

Выставка, подготовленная студентами архитектурного отделения Псковского строительного техникума, стала своеобразным и ярким культурным событием. Открытая в Татьянин день в областной юношеской библиотеке, 8 апреля она переехала в клуб ТИР, на глаза еще более многочисленных посетителей. «Раскрытие «Черного квадрата» вызывает интерес даже не столько художественный, сколько психологический.

Знаменитое полотно Казимира Малевича, сделавшее автора в глазах широкого круга любителей искусства «художником одной картины», порождает изумление, смех, зависть, ярость, ненависть – все, что угодно, но не безразличие. Как может оставить равнодушным геометрическая фигура ценой в миллион долларов!

«Да я тоже так могу!» – восклицает каждый, но, так или иначе, на деле смог только один. Творение Малевича – это поступок, а не художественное произведение. Сам Казимир Севиринович считал свой «Черный квадрат» символом новой живописи, «живописи будущего», которая должна отказаться от привычки «сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер». В геометрических абстракциях он видел вершину развития мирового искусства.

«Черный квадрат» - вечная заноза живописи. Это предмет непреходящей ненависти для художников-реалистов, которым никакое мастерство и богатство воображения не позволяют обрести хотя бы половину той славы, которой сподобился Малевич, чертежник по образованию, выставив перед публикой однотонно закрашенный многоугольник. Для художников-модернистов – это предмет вечной зависти: «жаль, что не я первый додумался».

Но в негативном отношении к картине нельзя винить одни только человеческие слабости. Сам по себе «Черный квадрат» обладает довольно тяжелой энергетикой: на него трудно смотреть, мало кто в здравом уме повесит такое у себя в спальне. Черная дыра с прямыми углами вызывает мрачные ассоциации, для Льва Толстого черный квадрат, который преследовал его в «арзамаcских видениях», был символом конца жизни.

«Идеолог» выставки Татьяна Ким, архитектор, преподаватель строительного техникума, говорит: «У людей, которые смотрят на эту картину, возникают самые разные эмоции. У кого-то кружится голова – картина затягивает в себя; я, например, чувствую раздражение: как-то нехорошо становится, хочется взять краску и нарисовать что-то на этом черном квадрате. Да, всегда хотелось ликвидировать эту пустоту».

Это желание (причина) и широко освещавшееся в СМИ приобретение картины Эрмитажем (повод) подсказали два года назад Татьяне Николаевне тему для учебных занятий по композиции. Студенческие работы за несколько лет стали экспонатами выставки.

Четырехугольная чернота под руками будущих архитекторов превращается в звездное небо, в окно в ночной город, в черную скатерть игорного стола, в ящик или карман. Если добавить немного света, черный квадрат превратится в черные силуэты на фоне луны, если разрезать черную поверхность – внутри окажется радуга. Самая первая идея Татьяны Ким, воплощенная ее учеником, – это застроенная многоэтажками планета, одиноко висящая в черной бесконечности космоса.

Разорвать черноту квадрата, разрушить ее строгую геометрию и вернуть в нее жизнь – это тоже поступок, полный символизма, для каждого наполненный своим собственным смыслом.

Светлана ПРОКОПЬЕВА.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.