Статья опубликована в №11 (181) от 24 марта-31 марта 2004
Культура

Глубина героизма

 Артем Корюшкин 24 марта 2004, 00:00

«72 метра» – ирония и пафос под одной крышей

Сколько бы, следуя русской традиции, ни стучали по дереву, катастрофы и прочие несчастья происходили и по-прежнему будут происходить: самолеты и корабли терпят крушения, подводные лодки тонут, люди гибнут. Многие катастрофы служат поводом для написания книг и сценариев для кино, а иногда художественные произведения предвосхищают реальные события.

Александр Покровский окончил Каспийское Военно-морское училище, по специальности – радиохимик. С 1976 года служил на Северном Флоте на ракетных атомных подводных лодках. В 1983 году написал первый рассказ «Найда». С этого времени в его творчестве ведущей тематикой стала служба на подводных лодках. Им написан целый ряд книг: «Мерлезонский балет», «Расстрелять», «Расстрелять-2», «Бегемот», «72 метра», «Каюта», «Кот».

Рассказ «72 метра», повествующий о гибели подводной лодки, был написан Александром Покровским задолго до того, как произошла трагедия с подводной лодкой «Курск». Именно это произведение послужило основой для создания одноименного фильма.

Идея снять фильм о гибели подводной лодки появилась также задолго до гибели «Курска». Рассказ «72 метра» попал в руки Александру Любимову, и он, заручившись поддержкой «Первого канала», стал искать режиссера, который взялся бы за экранизацию.

Режиссером стал Владимир Хотиненко, окончивший в 1976 году Свердловский архитектурный институт, а позже режиссерское отделение ВКСР (мастерская Никиты Михалкова). В настоящее время он преподает во ВГИКе. С 1999 ведет режиссерско-сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров, что не помешало ему в 2001 году стать заслуженным деятелем искусств РФ. Его послужной список насчитывает около 15 работ, к примеру, «Один и без оружия» (1984), «Зеркало для героя» (1987), нашумевший в свое время «Мусульманин» (1995), «По ту сторону волков» (2002).

«Я с детства мечтал снять фильм о моряках, – признался режиссер, – простую и масштабную историю с запахом моря и «железа», как шутливо называют моряки свои корабли. Для меня, тогда ещё мальчишки, флот был олицетворением всего самого лучшего, что есть в человеке, в мужчине – чести, достоинства, мужества. Это не история «Курска». Более того, это не трагедия, связанная с аварией на атомной подводной лодке. Хотя это нисколько не умаляет мужества моряков «Славянки». Трагедия этой подлодки никак не угрожает миру. Для нас важно было то, как чувствуют и как ведут себя люди, замурованные на глубине 72-х метров».

За сценарий взялся Валерий Залотуха, автор многих известных отечественных фильмов, работавший также над «Мусульманином». Рабочее название картины звучало как «Прощание «Славянки», по названию подводной лодки, с которой по сюжету происходит трагедия. Однако выяснилось, что уже существует фильм с таким же названием, поэтому пришлось подыскать новое. Им стало книжное: «72 метра», которое больше отражает суть картины, нежели первый вариант.

«72 метра» снимался на студии Никиты Михалкова «ТРИТЭ» по заказу ОРТ. Отсюда и «звездный» актерский состав, который, судя по всему, должен был соответствовать «заказу».

Сергей Маковецкий исполнил роль чудаковатого медика Черненко, напоминающего зрителю безнадежного больного из «Операции «С Новым годом», коронной фразой которого была: «Вам-то хорошо-о-о…». Каждую минуту почему-то от него ожидаешь именно этой фразы.

В роли капитана подлодки Геннадия Янычара выступил Андрей Краско, впервые снявшийся в фильме «Никудышная» (1980), а работа в сериале «Агент национальной безопасности» принесла ему всенародную славу. В 2002 году по рейтингу независимого агентства «Гэллап-медиа» он оказался в номинации «Открытие года». Снимался в таких крупных проектах, как «Брат» (1997), «Блокпост» (1998), «Особенности национальной рыбалки» (1998), «Олигарх» (2002) и др.

Марат Башаров, в послужном списке которого имеются роли в «Сибирском цирюльнике» (1998) и сериале «Граница. Таежный роман» (2000), сыграл в «72 метрах» взбалмошного лейтенанта Петра Орлова, этакого поручика Ржевского под водой. В кино он впервые снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» (1994).

Также в картине приняла участие Чулпан Хаматова (Нелли), в 1997 году дебютировавшая в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Из отечественных работ на ее счету также «Страна глухих» (1998), «Лунный папа» (1999), «Рождественская мистерия» (2000). В фильме Владимира Хотиненко она предстает своего рода яблоком раздора двух друзей (Янычар и Орлов).

Натурные съeмки фильма проходили на базах ВМФ в Североморске, Гаджиеве, Полярном и Севастополе. Помимо этого, фильм снимался в двух павильонах Мосфильма, в одном из которых был выстроен специальный бассейн для съемок эпизодов в затопленных отсеках подлодки. По сценарию актерам требовалось плавать в ледяной воде, однако, со слов Сергея Маковецкого: «Когда вода теплая, скажу я вам, хорошо играть то, что плаваешь в ледяной». Актеры решили сниматься без каскадеров, хотя под водой их все же подстраховывали аквалангисты.

Кроме крупных звезд-актеров в фильме принял участие известный композитор Эннио Морриконе (Ennio Morricone), который написал музыку, не приезжая в Россию. Правда, музыка нисколько не запоминается, в отличие от назойливо звучащей композиции Децла «Письмо». Хотя можно было бы поберечь зрительские нервы, избежав десятикратного повторения песни, ради слов: «Мы из другого теста», которые подмечает лейтенант Орлов, думая о подводниках. Тут надо было выбирать либо саундтрек, состоящий из Децла, либо из Морриконе, имя которого используется более для раскрутки картины.

Несмотря на то, что картина идет в российском прокате чуть больше месяца, ее успели обвинить в излишнем пафосе, а режиссера – в политической ангажированности, что особенно проявляется в эпизоде перехода солдат в армию Украины.

Также это послужило поводом называть «72 метра» «нашим» ответом американскому «К-19», при внимательном просмотре можно обнаружить достаточно параллелей между картинами. К тому же в «72 метрах» почему-то оказалось не меньше ошибок и клише, чем в американском фильме. То форма не соответствует рангу, то обращение.

Как ни странно, совместно с пафосом ужилась и ирония над современной жизнью военных. Посредством иронии в картине показывается суровая правда жизни – не все так хорошо на флоте, как хотелось бы: солдаты безграмотны, денег нет, халатность процветает и прочее.

Владимир Хотиненко отрицает все обвинения в адрес картины, говоря о том, что, прежде всего, хотелось показать чувства и поведение людей, замурованных на глубине 72-х метров.

Авторам картины удалось сделать коммерческий проект, который должен привлечь зрителей. Есть над чем задуматься и посмеяться.

Героизму как таковому предела нет. Есть предел его изображения.

В американских фильмах президент лично с оружием в руках борется за независимость страны, в отечественных это делают простые матросы-подводники. И только зрителю решать, кто на самом деле «крут»: президент или матросы.

Смотрите в кинотеатре «Победа» с 22 марта 2004 года.

Артем КОРЮШКИН.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.