«Московские новости»,
29 октября 2003 года
Арест Ходорковского, который на Западе воспринимается как руководитель самой продвинутой российской компании, стал холодным душем для мирового бизнеса.
Западный предпринимательский мир замер в шоке. Руководство British Petroleum, потратившее 7,7 млрд. долларов на покупку ТНК, явно нуждается в успокоительном. Exxon Mobil, Shell и другие нефтяные гиганты, раздумывавшие пойти по стопам BP, теперь спешить не будут. А между тем, если бы западные предприниматели были более внимательными, они бы обратили внимание на то, что российский крупный бизнес еще до истории с ЮКОСом начал делать «cash out», т.е. уходить из страны. Впрочем, некоторые западные инвесторы продолжают пребывать в оптимистическом настроении, надеясь, что арест Ходорковского их не касается. Так же, видимо, думал сам Ходорковский, когда в тюрьме оказался Гусинский.
Хотя стоит ли поражаться легкомыслию западного капитала, поверившего в российский рынок? Ведь Россия получила не только инвестиционный рейтинг от агентства «Moodys», но и политический рейтинг от президента Буша, который одобрил путинское видение «России, в которой процветают демократия, свободы и верховенство закона». Ну, как после экзамена, сданного Путиным в Кэмп-Дэвиде, сомневаться в том, что Россия превратилась в рай для бизнеса?
Можно не сомневаться, что на Западе хорошо информированы о сути нашей «управляемой демократии». Но все дело в том, что западный политический класс, устав от зигзагов российских реформ, решил: Россия не созрела до реальной демократии, и ей нужна «твердая рука». А если эта «рука» еще и ориентирована на Запад - тогда и мечтать больше не о чем. И вроде бы все складывалось удачно. Несмотря на ограничения политических свобод в России, отношения Москвы с западными столицами никогда не складывались столь благоприятно. Никогда личные отношения Путина с западными лидерами не были столь теплыми. По существу, Запад заключил с Россией неформальную сделку, которая дала Кремлю карт-бланш на любой политический режим внутри страны при условии сотрудничества на международной сцене.
Конечно, Западу приходится время от времени журить Москву за «шалости» в Чечне и зажим СМИ. Но самое главное для западных политиков при этом - не перейти грань в критике, которая может испортить настроение Путину. По-видимому, западные лидеры убедили себя, что российский полуавторитарный режим рано или поздно выведет Россию на путь либеральной демократии.
Однако последние события в России заставляют Запад задуматься над некоторыми вопросами.
Например, насколько стабильна страна, если она становится заложницей борьбы кланов за право рулить и определять кремлевского преемника? Или: насколько эффективен рынок, когда собственника самой крупной и открытой компании бросают в камеру с уголовниками без открытого судебного разбирательства, и где гарантия, что подобного не случится с западными бизнесменами? Наконец, насколько гарантирована прозападная внешняя политика страны, в которой элита в любой момент может сплотиться в антизападном угаре? А если вдруг к власти придет команда, посадившая Ходорковского в кутузку? Тогда уж точно люди, поставившие цель устрашить олигархов, постараются перенести свою бойцовскую тактику на отношения с Западом.
«Но разве мы можем повлиять на ваше развитие?» - воскликнут с тоской западные сторонники «твердой руки» для России. Да, возможности международного влияния на Россию ограничены. А школьные попытки учить нас демократии при помощи указки могут лишь отвратить от нее. И тем не менее потенциал гибкого влияния Запада на российские процессы существует.
Президент Путин, который явно стремится быть равноправным участником «восьмерки» великих держав, может оказаться восприимчив к советам своих коллег по клубу. Пока поведение его друзей - Буша, Блэра, Шредера - по-видимому, дает ему основания верить, что интеграция России «в Запад» вполне возможна и при всевластии бюрократии и силовых структур. Но его западные коллеги окажут России большую услугу, если найдут способ убедить Путина в том, что интегрироваться в Запад нельзя, сажая в тюрьму владельца одной из самых успешных компаний. Сегодня Россия и ее лидер оказались перед вызовом: как уйти от олигархического капитализма и при этом избежать ловушки силового беспредела. То, как поведет себя Запад, либо облегчит этот выбор, либо затруднит его.
Лилия ШЕВЦОВА.