Статья опубликована в №34 (155) от 10 сентября-16 сентября 2003
Общество

На последнем ряду

 Константин ШМОРАГА. 10 сентября 2003, 00:00

оказались на городских рынках крестьяне-частники

В начале сентября администрация Псковской области объявила о начале очередного конкурса «Подворье». Как сообщило Псковское агентство информации, «конкурс организуется с целью поддержать и стимулировать псковские крестьянские и фермерские хозяйства, более того, поощряются сильные хозяйства, помогающие слабым соседям». На практике же многим крестьянам сбыть свою продукцию зачастую негде.

На проводимый конкурс областные власти выделили от щедрот своих пятьдесят тысяч (!) рублей. Каждый из сорока победителей получит по одной тысяче рублей и наборы семян. Для нищего сельского жителя это, наверное, еще что-то, но для «поддержки и стимуляции» мелкого аграрного производителя маловато будет.

Трезвый расчет

Две недели назад в редакцию пришел представитель сословия, на поддержку которого направлен этот конкурс. Как и большинство остальных, он пенсионер и работает на земле отнюдь не удовольствия ради – это единственная прибавка к скудной колхозной пенсии. Зовут человека Юрий Мухин. С начала девяностых до августа 2003 года он благополучно продавал свою продукцию (сметану и картошку) на рынке по ул. Вокзальная, 32 (ныне ООО «Русский торг-2»). Потом начались проблемы, и ему на рынке торговать запретили.

По свидетельству многих постоянных покупателей крестьянской продукции, от множества мест, на которых раньше продавалось все то, что можно приготовить из молока или вырастить на своем участке, на этом рынке остались лишь три убогих «молочных» столика, обитых крашеным железом, и несколько «овощных» мест на задворках. Остальные места заняли палатки и ларьки предпринимателей, в том числе с овощами и молоком. «Оно и понятно, – сказал один из покупателей, - торговцы стабильно платят за место в десятки раз больше, чем бабушки и дедушки с молоком и картошкой».

Поэтому «единоличники» перекочевали с территории ООО «Русский торг-2» в близлежащий скверик и к магазинам. Пользы от этого никакой ни для кого нет: «нелегалов» гоняет и охрана рынка, и СЭС, а на руководство «Русского торга» постоянно жалуются местные жители, совершенно справедливо недовольные вытаптыванием последней травки перед окнами и разведением грязи под самым носом.

Покупать молоко посреди большой грязной лужи, да еще и в потемневшей от времени бутылке из-под «Кока-Колы» желающие все еще находятся (народ наш ничем не запугаешь!), но торговля сим товаром предпочтительней в местах светлых и чистых, о чем прямо говорят санитарные нормы. А соблюдать эти правила в местах стихийной торговли практически невозможно.

Геополитическое положение

Стоит отметить, что рынок на Вокзальной из-за близости железнодорожного и автовокзала очень удобен тем, кто с тяжеленной поклажей приезжает из Псковского, Стругокрасненского, Палкинского и Печорского районов, чтобы продать продукцию, выращенную своими руками. Поэтому рассчитывать на искоренение несанкционированной торговли одними запретительными мерами не приходится.

Это подтверждают и данные городского центра Госсанэпиднадзора: молочную и другую сельскохозяйственную продукцию «с нарушениями санитарных правил» продают постоянно, несмотря ни на какие рейды контролирующих органов, именно в местах, наиболее доступных тем, кто приезжает из районов или дач: на территории около рынка на Вокзальной, около бывшей десятой столовой на улице Гражданской, на улицах Западной и Инженерной. И это понятно: сельских житель тянет свой товар в город на собственном горбу и стремится продать его там, где ближе.

По мнению заместителя главного врача псковской СЭС Нины Семибратовой, большинство из тех, кто торгует в таких местах, не имеют необходимых документов на товар, а это несет большую опасность для здоровья людей. Справедливости ради надо отметить, что нарушений среди «частников» действительно хватает: торгуют кто как. Кто-то добросовестно, а кто-то из грязной тары да грязными руками. Тем не менее, никто не предъявляет претензий к владельцам рынков за то, что продавцы на них работают в нечеловеческих условиях: в жару и в стужу, да еще и в пыли.

По мнению Сергея Татаренкова, директора ООО «Русский торг», на его рынке никого не ущемляют: «Если мы кого-то и прогнали, то только перекупщиков или тех, у кого нет необходимых документов. Те же, кто имеет нужные бумаги, спокойно торгуют. Я и так уже не раз платил штраф за то, что шел бабулькам навстречу и разрешал торговать творогом и сметаной. А распоряжением городской администрации торговля этими продуктами на рынках города запрещена. Пойдемте посмотрим, наверняка у многих документы не в порядке». У первой женщины оказались в наличии все документы. Правда, торговала она творогом и сметаной.

Ненастойчиво рекомендуем

Несмотря на вроде бы столь здравую позицию директора, люди знающие работу рынка длительное время, рассказывают, что из-за резкого сокращения площадей под торговлю крестьянской продукцией, дело доходило чуть ли не до драки между продавцами, когда приехавшие за много верст пенсионеры обнаруживали свое место занятым. Кроме того, рассказывают случай, когда прежний начальник охраны рынка просто вылил под ноги женщине ее товар – молоко и творог. После жалобы губернатору области Евгению Михайлову этого человека уволили. И все.

Кроме того, слова о запрете на продажу сметаны и творога на рынках Пскова несколько неточны. Это верно лишь в том случае, если на рынке нет ветеринарной лаборатории. А на Вокзальной, 32 ее как раз и нет. Уже десять лет нет. Руководство рынка говорит, что лаборатория обязательно будет, «уже и стройматериалы для нее завезли», но не может сказать даже о примерных сроках появления столь необходимого заведения.

В комитете потребительского рынка и услуг администрации Пскова нам сообщили, что на рынки влиять они не могут, могут только рекомендовать, а если появляются какие-то жалобы, «пусть обращаются к нам, будем рассматривать». «Администрацией города заключено соглашение с руководителями рынков об их благоустройстве. Рассчитано оно на два года. Также в нем рекомендовано не менее десяти процентов торговых мест отводить «частникам». Леонид Тевосян на «Ниве» сделал их даже больше. Оборудовал и предоставляет их бесплатно» - рассказывает о проделанной работе председатель комитета Евгений Люхатан.

По сравнению с началом «рыночной» торговли, когда для торговли молочной продукцией была необходима лишь справка о том, что у тебя есть корова, сейчас правила ужесточились. Без справки из администрации волости о наличии коровы, ветеринарной справки о здоровье буренки и личной медицинской книжки на рынке делать нечего. Но чего стоит получить эти «бумажки»! По словам крестьян, оформить медкнижку в волости нельзя, а в районной поликлинике этот процесс занимает несколько дней. «После такого «медосмотра» процентов пятьдесят людей надо будет госпитализировать в районные или городские больницы. Почти все ведь – пенсионеры, у кого сердце больное, у кого давление. Почему нельзя все сделать на месте, где врачи знают о своих односельчанах все», - говорит Юрий Мухин. Но это еще половина проблемы. Другая половина заключается в том, что стоит такой документ не меньше четырехсот рублей, а делать его необходимо дважды в год.

И это при пенсии тысяча в месяц.

Ну, очень смешные цены

В советские времена частники имели возможность сдавать свою продукцию на приемные пункты. Сейчас даже в относительно благополучном Псковском районе осталось только три молокоприемных пункта, и теперь молоко приходится к ним возить самостоятельно. При нынешнем-то автобусном сообщении. Из-за таких препятствий, поголовье коров в одном только поселке им. Кирова за последние три года сократилось почти в три раза. Причем, если в прошлом году сокращение шло из-за засухи и бескормицы, то в этом году оно продолжается, несмотря на обилие кормов.

Неблагоприятная ситуация с молочным животноводством складывается не только в частном секторе. Почти половина хозяйств Псковского района не платили никаких налогов уже год. Теперь они стоят под угрозой принудительного банкротства. Директора сельских предприятий связывают ситуацию еще и с тем, что псковский городской молочный завод, как монополист, молоко принимает по смешным ценам: от трех до пяти рублей за литр, в зависимости от объемов сдачи, а деньги выдает с тридцатидневной задержкой. «Поэтому те, кто может, возят свою продукцию в Ленинградскую область, там за нее дают восемь рублей двадцать копеек (в рознице литр молока стоит практически одинаково, что в Пскове, что в Санкт-Петербурге – ред.). Я сам все лето молоко поросенку скармливал. Девать-то было некуда», - говорит один из директоров.

Господи, дай же ты каждому…

Выход из создавшегося положения крестьяне видят не в предоставлении им какой-либо финансовой помощи, – работать они и сами умеют, – а в обеспечении условий нормальной конкуренции среди переработчиков их продукции, лоббировании областными властями интересов не только переработчиков, но и сельхозпроизводителей всех категорий, от крупных до самых мелких. Ведь для тех, кто работает на земле, как и для всех, кто работает, важно не чтобы их опекали, а чтобы не мешали.

Подобная ситуация, похоже, будет длиться еще долго. Создается впечатление, что целая корпорация жителей Псковской области, трудящихся на земле, никому из власть предержащих не нужна. В областном сельхозуправлении ими занимается один-единственный человек. Администрация Псковского района, кроме писем в различные инстанции, тоже ничем не может помочь. В самом областном центре не существует никакой четкой системы реализации продукции крестьянских хозяйств. Есть отдельные постановления, рекомендации, но в комплекс действий они не складываются никак. Нет никакого взаимодействия между властями районными, городскими и областными. И нет никаких попыток это сотрудничество организовать. А пока всего этого нет, конкурсы и смотры будут больше похожи на строительство потемкинских деревень. И на то денег не хватит.

Константин ШМОРАГА.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.